https://patria.hse.ru/issue/feedPatria2024-11-21T12:50:10+03:00Глебов Олег Александровичoglebov@hse.ruOpen Journal Systemshttps://patria.hse.ru/article/view/23954Том 1, №2 (2024)2024-11-21T12:50:10+03:00Редакция журнала Patriapatria@hse.ru<p>Мы рады представить вниманию читателей второй номер журнала «Patria». Выпуск посвящен теме религии, причем в оптике не только непосредственно религиоведения, но также культурологии, социологии религии и истории.</p> <p>Основной блок исследований открывает статья <strong>Всеволода Золотухина</strong> (НИУ ВШЭ, Институт Китая и современной Азии РАН) «О трояком методе приращения знаний о религии» – набросок возможного методологического синтеза в сфере религиоведения. Автор предлагает модель взаимодополняющего использования трех различных методов: когнитивного религиоведения, марксистского материалистического понимания истории и метода истории понятий. Такое объединение становится возможным, поскольку когнитивное религиоведение описывает эволюционно-психологически обусловленную склонность людей к принятию религиозных верований и участию в религиозных движениях, классический марксизм сфокусирован на политэкономических факторах функционирования религии, а метод истории понятий работает со сдвигами в гуманитарной культуре, которые могут быть рассмотрены как следствие изменений в политэкономическом строении общества и социально-психологических трансформаций. В статье предлагается пример применения указанного синтеза к объяснению особенностей философии религии немецкого идеализма.</p> <p>Статья <strong>Алексея Апполонова</strong> (ИФ РАН) «Живет ли Вебер в Гватемале? Традиционные протестантские ценности в современной Латинской Америке» отсылает к названию статьи Питера Бергера. Автор вступает в полемику с Бергером, который проводил параллель между аскетической этикой в общинах современных пятидесятников и протестантской этикой, проанализированной Вебером в эссе «Протестантская этика и дух капитализма», и рассматривал этику пятидесятников из латиноамериканских стран как движущую силу культурной революции, должную привести к ускоренному экономическому и социальному развитию. На основе эмпирических данных автор показывает, что в действительности в Гватемале, где за последние 30 лет число протестантов выросло почти вдвое, подобный рост едва ли оказал существенное влияние на происходящие в стране социально-экономические процессы.</p> <p><strong>Фарис Нофал</strong> (ИФ РАН) в статье «“Человек, почва, время”: цивилизационная концепция Малека Беннаби» обращается к наследию алжирского философа, общественного деятеля, писателя и публициста. Автор анализирует два сочинения Беннаби – «Рождение общества» и «Условия возрождения», – сопоставляя их с теориями европейских культурологов начала ХХ века. В статье демонстрируется, что на основании систем А. Тойнби и Л. Леви-Брюля Беннаби разработал собственную апологию арабо-мусульманской цивилизации: по мнению идеолога «афроазиатизма», исламский мир ни генетически, ни структурно не отличается от европейской или китайской исторических культур.</p> <p>В разделе «Исследования современной культуры» мы предлагаем вниманию читателя статью <strong>Арсения Платонова</strong> (Университетский колледж Лондона) «Деконструкция западной культуры: подход Стюарта Холла к критической теории» (“Deconstructing Western Culture: Stuart Hall’s Approach to Critical Theory”). В ней автор исследует вклад знаменитого британского мыслителя Холла в исследования медиа и культурологию, подчеркивая его новаторский подход к понятию репрезентации. Этот текст важен, потому что творчество Холла пока еще недостаточно известно в нашей академической среде. Арсений Платонов указывает, что интеграция Холлом критической теории с медиаисследованиями обеспечила глубокое понимание динамики культуры и власти в западных обществах. В статье критически рассматривается междисциплинарное применение Холлом неомарксистских теорий для анализа современных медиа-ландшафтов, а также оцениваются практические последствия теорий Холла для понимания механизмов включения и репрезентации в медиа.</p> <p>В рубрике «Практикум» мы публикуем отчет <strong>Олега Глебова</strong> (НИУ ВШЭ) «Об опыте разработки и реализации курса “История религий России”». Автор рассказывает об установках, посредством которых была сформирована программа курса «История религий России», проблемах, с которыми столкнулись авторы курса, и решениях, принятых для преодоления методологических проблем, связанных с внедрением ценностного аспекта в изучение религиозных традиций России. Рефлексию об опыте разработки и реализации курса автор помещает в контекст проблемы сохранения традиционных российских ценностей в условиях постглобализации.</p> <p>Завершает номер рецензия <strong>Даниила Минаева</strong> (ИФ РАН) на монографию Павла Носачева «Очарование тайны: эзотеризм и массовая культура» – книгу, посвященную не только современной популярной культуре, но также истории эзотеризма и его месту в истории культуры. Рецензент указывает, что исследования эзотеризма позволяют нам лучше узнать религиозные традиции мира в их многообразии, а ракурс рассмотрения, избранный Павлом Носачевым, предлагает нам на примере эзотеризма взглянуть на возможность современной рецепции религиозной традиции.</p>2024-11-13T00:00:00+03:00Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/23955О трояком методе приращения знаний о религии2024-11-13T16:26:14+03:00Всеволод Золотухинvakis2011@gmail.com<p>Данная статья выстроена в качестве лаконичного наброска, точечно характеризующего возможный методологический синтез в сфере религиоведения, который может обеспечить прирост положительного знания в этой сфере. Речь идет о взаимодополняющем использовании трех различных методов: когнитивного религиоведения, марксистского материалистического понимания истории и метода истории понятий. Когнитивное религиоведение (КР) описывает эволюционно-психологически обусловленную склонность людей к принятию религиозных верований и участию в религиозных движениях. Классический марксизм сфокусирован на политэкономических факторах функционирования религии (религия в обществе и государстве). Он рассматривает религию не как следствие эволюционного приспособления человекообразной обезьяны, а как специфически социальное явление. Метод истории понятий Р. Козеллека работает со сдвигами в гуманитарной культуре, – с изменениями представлений в философии, политологии, теологии и другими. Эти сдвиги – следствие как изменений в политэкономическом строении общества, так и социально-психологических трансформаций. Все три метода не противоречат друг другу, коль скоро применяются к тому, на чем они специализированы. КР объясняет устойчивость религиозной традиции, марксизм – ее классовые приводные ремни, история понятий – значимую частность: мировоззренческую эволюцию ее интеллектуальной верхушки. В статье предлагается пример применения указанного синтеза к объяснению особенностей философии религии немецкого идеализма.</p>2024-11-13T00:00:00+03:00Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/23956Живет ли Вебер в Гватемале? 2024-11-13T16:28:38+03:00Алексей Апполоновalexeyapp@yandex.ru<p>В 2010 году Питер Бергер опубликовал статью под названием «Макс Вебер жив, прекрасно себя чувствует и проживает в Гватемале: протестантская этика сегодня», в которой утверждал, что в общинах современных пятидесятников культивируется аскетическая этика, аналогичная этике протестантов XVI–XVIII веков, о которой писал Вебер в своем знаменитом эссе «Протестантская этика и дух капитализма». Согласно Бергеру, аскетическая этика является своего рода движущей силой «культурной революции», которая происходит в тех латиноамериканских странах, где растет численность прихожан пятидесятнических церквей, и которая в конечном итоге должна привести к ускоренному экономическому и социальному развитию этих стран. Однако сегодня становится все очевиднее, что если пятидесятническая этика и оказывает влияние на латиноамериканские общества, то это влияние отличается по масштабу и по характеру от гипотетической «культурной революции», предсказанной Бергером. В настоящей статье рассматривается случай Гватемалы, где за последние 30 лет число протестантов выросло почти вдвое, и на основании эмпирических данных демонстрируется, что означенный рост едва ли оказал существенное влияние на происходящие в стране социально-экономические процессы. Как представляется, одной из главных причин такого положения дел является то, что так называемые традиционные (аскетические) протестантские ценности, как их описывают Бергер и Вебер, едва ли могут быть адаптированы к условиям современного латиноамериканского общества, вписанного в глобализованное пространство либерального потребительского капитализма.</p>2024-11-13T00:00:00+03:00Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/23957«Человек, почва, время»: цивилизационная концепция Малека Беннаби2024-11-13T16:31:06+03:00Фарис Нофалfaresnofal@mail.ru<p>В статье рассматривается цивилизационная концепция Малека Беннаби (1905–1973) – известного алжирского философа и общественного деятеля, выдающегося писателя и публициста. Автор анализирует два сочинения мыслителя – «Рождение общества» (1960) и «Условия возрождения» (1949) – в сравнении с теориями видных европейских культурологов начала ХХ века. Показано, что на основании систем А. Тойнби и Л. Леви-Брюля Беннаби развивает собственную апологию арабо-мусульманской цивилизации: по мнению идеолога «афроазиатизма», исламский мир ни генетически, ни структурно не отличается от европейской или китайской исторических культур. В противоположность «неподвижным» примитивным обществам, цивилизация принимает вызов религиозной или религиозно-философской доктрины и в своем развитии создает отношения между личностями, окружающей средой («почвой») и социальным опытом («временем»). Эти отношения, согласно Беннаби, последовательно проходят через три исторических периода – через эпохи «духа», «разума» и «инстинктов». В завершение статьи делается вывод о постулируемой философом неизменности сущностных черт живых цивилизаций, а также отмечается общий религиозно-философский, а не социологический характер учения мыслителя.</p>2024-11-13T00:00:00+03:00Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/23958Deconstructing Western Culture2024-11-13T16:35:52+03:00Arsenii Platonovarsenii.platonov.24@ucl.ac.uk<p>This article delves into the significant contributions of Stuart Hall to media and cultural studies through a Marxist lens, emphasizing his innovative approach to the concept of representation. Hall’s integration of critical theory with media studies has provided deep insights into the dynamics of culture and power within society, highlighting the role of media in shaping and reflecting social identities and struggles. The paper critically examines Hall’s interdisciplinary application of neo-Marxist theories, notably those of Antonio Gramsci and Louis Althusser, to analyze contemporary media landscapes. By exploring Hall’s critique of authoritarian populism and his theories on cultural hegemony and ideological representation in media, the article sheds light on the lasting impact of his work on current media practices. The paper also assesses the practical implications of Hall’s theories in understanding the mechanisms of inclusion and representation in media, suggesting their relevance in navigating the complexities of global media today.</p>2024-11-13T00:00:00+03:00Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/23959Об опыте разработки и реализации курса «История религий России»2024-11-13T16:38:07+03:00Олег Глебовholgerglebov@gmail.com<p>В статье рассматривается опыт разработки экспериментального общеобразовательного курса «История религий России». Курс выделяется наличием разработанной проблематики традиционных духовно-нравственных ценностей, органически вписанной в практику преподавания междисциплинарного предмета на стыке истории религии и религиоведения. Автор раскрывает значимость проблематики традиционных духовно-нравственных ценностей для российского общества; обосновывается необходимость теоретизации ценностной проблематики; описываются установки, посредством которых была сформирована программа курса «История религий России», а также проблемы, с которыми столкнулись авторы курса при производстве. В рамках статьи обосновываются решения, принятые для преодоления методологических проблем, связанных с внедрением ценностного аспекта в изучение религиозных традиций России. В итоге методологический опыт, полученный при производстве курса, экстраполируется на проблематику традиционных духовно-нравственных ценностей в контексте религии.</p>2024-11-13T00:00:00+03:00Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/23960Эзотерическая литература и оккультизм в популярной культуре2024-11-13T23:17:43+03:00Даниил Минаевdk.minaevkorobeynikov@gmail.com<p>Рецензия на монографию: Носачев П. Г. «Очарование тайны: эзотеризм и массовая культура». М.: НЛО, 2024</p>2024-11-13T00:00:00+03:00Copyright (c)