https://patria.hse.ru/issue/feed Patria 2025-04-29T21:47:30+03:00 Alexander V. Pavlov apavlov@hse.ru Open Journal Systems https://patria.hse.ru/article/view/26788 Ценность Великой Победы: эмоциональная оптика 2025-04-24T22:40:06+03:00 Денис Артамонов artamonovds@mail.ru Регина Пеннер penner.r.v@gmail.com <p>Статья посвящена исследованию роли эмоций в формировании исторической памяти и аксиологических ориентиров, связанных с Победой в Великой Отечественной вой­не, в условиях эпохи постправды. Авторы анализируют, как эмоциональные нарративы становятся инструментом конструирования коллективной идентичности и противостоят ревизии исторических фактов. В контексте кризиса глобальных проектов будущего прошлое, а особенно исторические события 1941–1945 годов, превращаются в ключевой элемент самоопределения, объединяющий российское общество через сакрализацию подвига и жертвенности. Основное внимание уделяется конфликту между официальными и альтернативными интерпретациями истории, проявляющемуся в «мемориальных войнах». Примеры включают споры о роли СССР в разгроме нацизма, попытки уравнивания СССР и Третьего рейха, а также резолюции европейских парламентских институтов, пересматривающих причины Второй мировой войны. Авторы подчеркивают, что эти конфликты отражают не столкновение фактов, а борьбу ценностей, укорененных в эмоциях — гордости, скорби. В статье через призму эмоциональной аксиологии и эпистемологии раскрывается роль ритуалов (парады, Бессмертный полк), медиа и искусства в поддержании аффективной связи с прошлым. Эти практики, усиливаемые цифровыми технологиями, формируют «эмоциональную достоверность», где переживание преобладает над рациональной оценкой. Философская база работы опирается на идеи М. Шелера, П. Нора и Ж. Делёза, демонстрируя, как эмоции конструируют ценностные реальности и становятся медиаторами между прошлым и настоящим. В условиях постправды Победа интерпретируется как «живая память», противостоящая эрозии исторической истины. Авторы утверждают, что эмоциональная оптика позволяет преодолеть бинарность рационального и чувственного, раскрывая динамику памяти как гибридного процесса, где взаимодействуют официальные нарративы, личные истории и коллективные мифы. Таким образом, Великая Победа остается не только историческим событием, но и этическим ориентиром, объединяющим общество в эпоху информационной нестабильности.</p> 2025-04-24T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/26790 «Неизвестный и знакомый»: образ героя в контексте празднования Великой Победы 2025-04-24T22:40:51+03:00 Антон Жигунов distum@mail.ru <p>В год 80-летия Победы рефлексии подвергаются смыслы, обеспечивающие доминирующее положение празднования этой значимой для России и всего мира даты в общей системе памятных событий. В статье в междисциплинарном ключе на материале интернет-текстов рассматриваются особенности репрезентации образа героя Великой Отечественной войны в современном массовом (медиа- и политическом) дискурсе — ключевом способе трансляции и формирования массового представления о современности и прошлом. Проанализированы результаты социологических измерений, медиатексты и нормативные правовые акты, содержательно связанные с образом героя. Приведено осмысление коллективной и индивидуальной памяти в трактовке М. Хальбвакса, П. Рикёра и К. Ясперса, раскрывающее возможности существования феноменов, способы их формирования и степень влияния на индивидуальное восприятие памятных событий 1941–1945 годов. Разграничивается понимание персонифицированного и неизвестного героя, дифференцируется принцип создания образа, используемый инструментарий, в том числе реализация практик коммеморации, фиксируются интегральные характеристики. Сформулирован вывод о способах интерпретации образа героя и его функциональности в системе представлений массового адресата.</p> 2025-04-24T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/26791 Победа как ценность 2025-04-24T22:42:13+03:00 Юрий Ветютнев legalmind@yandex.ru <p>Статья посвящена Победе как ценности. Обосновывается, что поскольку ценность представляет собой не что иное, как предпочтение, отдаваемое одним вещам по сравнению с другими, то приобретение любым явлением характера ценности предполагает, что оно выдержало определенную культурную конкуренцию. Ценность победы парадоксальна: требуя завершить противоборство, она, таким образом, отрицает структуру ценности с ее внутренней напряженностью. Полная победа означала бы прекращение противоборства с дальнейшей невозможностью формирования новых ценностей, поскольку противовес ценности, подавляемая (антиценная) сущность, должна либо полностью исчезнуть, вследствие чего ценность утратит свое значение, либо вступить с ценностью в какие-то партнерские отношения, и тогда она лишится своего содержания. Поэтому, вероятно, любая победа лишь временна и относительна, отражением чего и служат все ценности в их текущем, сугубо промежуточном и несовершенном, состоянии. Необходимость сосуществования на фоне феномена ценностей автоматически ведет к перманентному противостоянию, которое меняет лишь свои формы и интенсивность. Поскольку любой консенсус достигается только на основании уже найденных общих ценностей, сам поиск топоса происходит лишь путем разногласий, разрешающихся победой одних идей над другими. Великая Победа 1945 года — исторический слепок очередного раунда аксиологической конфронтации середины ХХ века. Позиции индивидуалистического мировоззрения были несколько поколеблены впечатляющей демонстрацией силы коллективизма. В свою очередь, явное смягчение строго атеистических установок, сменившихся умеренной взаимной лояльностью государства и церкви, могло рассматриваться как относительная победа христианских идеалов. Недолговечный и хрупкий синтез этих начал, вскоре подвергнутый новым атакам, тем не менее стал основой того ценностного самоопределения российской культуры, которое пока не нашло себе достойной замены.</p> 2025-04-24T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/26792 Славянофильские представления о «русском» и «русскости» в конце 1830-х – первой половине 1840-х годов 2025-04-24T22:43:04+03:00 Андрей Тесля mestr81@outlook.com <p>Понятие «народность» оказалось одним из центральных в русских дискуссиях 1820–1840-х годов, сначала в пространстве литературной критики, а затем, с начала 1830-х годов, обретя и официальный статус. При этом, вошедшее в обиход, оно во многом выступало как вопрос, а не как обозначение чего-то хотя бы относительно ясного и определенного, свидетельством чему — уже литературные споры о «народности» и «простонародности» 1820-х — начала 1830-х годов. Огромный вклад славянофильства в конкретизацию понятия «народность» применительно к России, насыщение представлений о «русском» и «русскости» не подвергается сомнению вне зависимости от того, какие оценки даются этому вкладу. Внимание в статье сосредоточено на раннем периоде славянофильства, с конца 1830-х годов, когда начинает складываться славянофильский круг, и до середины 1840-х, когда славянофильство уже явственно оформилось и в том числе оказалось способно выпустить ряд текстов (предисловие к «Сборнику…» Валуева 1845 года, полемика с «Современником» в 1847 году), которые воспринимались и воспринимаются по сей день с должным основанием как «манифесты» направления. Анализируются тексты основных авторов славянофильского направления этого времени: А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина, К. С. Аксакова, Д. А. Валуева и И. В. Киреевского — демонстрируются направления конкретизации понятия. Особое внимание уделено логике выделения православия как конституирующей характеристики «русскости» и напряжения этой конструкции.</p> 2025-04-24T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/26793 «От марксизма к идеализму» — и к религиозному поиску: траектория движения критических марксистов начала и третьей четверти XX века 2025-04-24T22:43:55+03:00 Юлия Попова juspva@yandex.ru <p>В статье предпринимается попытка наметить линию преемственности между критическим марксизмом начала XX века и третьей четверти столетия. Автор показывает, как представители критического, или легального, марксизма (Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Михаил Туган-Барановский) увлеклись марксизмом, пытаясь найти в нем выход из общественно-политического кризиса и ответ на «вечный» вопрос русской интеллигенции: «Что делать?». Критические марксисты стремились дополнить марксизм, или «экономический материализм», универсальной, общечеловеческой и христианской этикой. В результате это привело их к идеализму, либерализму и разочарованию в марксизме. Такое разочарование сопровождалось в том числе движением к религиозной мысли. Похожая траектория движения (от марксизма к идеализму и к религиозному поиску) повторилась в критическом марксизме периода оттепели. После господства официальной партийной идеологии вновь, как и на рубеже XIX — начала XX века, стали возникать многочисленные философские кружки, разночтения, дискуссии, ожидания и надежды на будущее. Вновь интеллигенция, состоящая в этих кружках, обратилась к этическому, нравственному и религиозному переосмыслению марксизма. Критический марксист Эвальд Ильенков и его ученик Генрих Батищев подчеркивали роль всесторонне развитой, творческой и критически мыслящей личности. Даже диалектическая логика в их подходе стала разновидностью борьбы за критически мыслящую личность, а также оптимистичной верой в прогресс и силу воспитания, культуры, образования. Ближе к концу советского проекта критические марксисты начали уделять все больше внимания идеям самосовершенствования, интерпретируя революционную практику как работу человека над собой и борьбу за повсеместное «очеловечивание» в нравственном смысле слова.</p> 2025-04-24T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/26794 Проблемное сознание и системность русских философов Серебряного века: новые результаты исследований философской мысли России в Китае 2025-04-24T22:44:43+03:00 Чжоу Лайшунь xiangsiersheng@yandex.com <p>Философия Серебряного века влияет не только на Россию, но и на весь мир. Китайские ученые уделяют внимание философии Серебряного века с 1930-х годов и исследуют ее примерно 100 лет. Подтверждая уникальную ценность философии Серебряного века, в последних исследованиях китайские ученые провели углубленные исследования проблемного сознания, теоретических характеристик, построения системы, критики современности и многих других тем философии Серебряного века. В исследованиях отмечается, что хотя теоретические рамки, основанные на философии Серебряного века, и закончились неудачей в процессе перехода от теории к практике, акцент на уникальном значении и духовной ценности человека, переосмысление и реконструкция модели современности по-прежнему имеют важную теоретическую ценность и практическое значение.</p> 2025-04-24T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/26795 Евразийство 1920-х годов как научно-теоретическая база современного «поворота к Востоку» 2025-04-24T22:45:31+03:00 Рустем Вахитов Rust_R_Vahitov@mail.ru <p>Стремление России к евразийской интеграции и к повороту к Востоку имеет объективные причины. Переход Евросоюза к зеленой энергетике в любом случае заставил бы Россию переориентироваться на Восток. Кроме того, у России как евразийской державы есть исторические связи со странами постсоветского пространства и Китаем, Индией, Ираном и Турцией. Идеологией такого поворота может стать творчески развитое евразийство. Евразийцы 1920-х (П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и другие) обосновали мысль о том, что Россия — не Европа, не Азия, а Евразия, синтетическая цивилизация, имеющая и восточные корни. П. Н. Савицкий показал торговые выгоды союза с Востоком. Н. С. Трубецкой подчеркивал необходимость самопознания российской цивилизации и выявления у себя неевро­пейских, восточных истоков.</p> 2025-04-24T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/26796 Историческое развитие традиционных ценностей России 2025-04-29T21:47:30+03:00 Илья Канаев kanaev@qq.com <p>В статье на основании данных антропологии, когнитивной науки и философии представлено теоретическое обоснование необходимости поддержания системы традиционных ценностей для существования и устойчивого развития государства. Утверждается, что базовые потребности человека могут быть осмыслены как ценности жизни и чести, которые затем получают свое особое оформление в культуре, что является причиной специфики мировоззрения и системы ценностей данной общности. Применение полученных результатов и их обобщение с установленными фактами российской истории позволяет прояснить эволюционный характер коллективной идентичности русского народа. Тесное взаимодействие с западной и восточной культурой позволило России синтезировать уникальную систему ценностей, которая объединяет любовь к Родине и служение Отечеству с милосердием и человечностью по отношению ко всем людям. Способность удержать в индивидуальном и коллективном сознании столь непохожие моральные установки стала возможна благодаря необходимости постоянного поиска новых решений и созидательного труда. В свою очередь, способность к творчеству дает возможность преодоления ограничений, что формирует ценности созидания и воли. Прояснение указанных ценностей и необходимости их последовательного воплощения в жизни человека и общества является наиболее важным теоретическим результатом исследования. Его практическое воплощение в сфере государственного планирования и образования позволит создать устойчивую систему формирования коллективной и индивидуальной идентичности, а также противодействовать распространению деструктивной идеологии.</p> 2025-04-24T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://patria.hse.ru/article/view/26797 Сложности адаптации: политические проекты позднего славянофильства 2025-04-24T22:47:03+03:00 Константин Белов kdbelov@edu.hse.ru <p>Рецензия на монографию: Марей М. Д. Политические проекты поздних славянофилов: идеи переустройства российской государственности. СПб.: Евразия, 2024.</p> 2025-04-24T00:00:00+03:00 Copyright (c)