https://patria.hse.ru/issue/feed Patria 2025-02-04T17:44:17+03:00 Alexander V. Pavlov apavlov@hse.ru Open Journal Systems https://patria.hse.ru/article/view/24237 Россия и Запад 2025-02-04T17:22:23+03:00 Алексей Козырев a.kozyrev@bk.ru <p>Работа представляет собой исторический обзор, рассматривающий отношения России и Запада как цивилизационных проектов начиная с призвания варягов и крещения Руси и до наших дней. Автор обозначает ключевые вехи цивилизационного выбора России, подчеркивая роль религиозного фактора, а также анализирует отношения русской культуры с западным Просвещением. Приводятся взгляды западников и славянофилов на отношения России и Запада, а также прослеживается развитие данной проблематики в проектах Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, В. С. Соловьева. Оценивается советский период истории России. В заключение автор приводит критику феномена западнизма, представленную в работах А. А. Зиновьева, констатирует разрыв отношений России и Запада в наши дни и выражает надежду на будущее продолжение диалога России с Западом, но уже в качестве равноправного партнера и самобытной цивилизации.</p> 2024-12-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 НИУ ВШЭ https://patria.hse.ru/article/view/24239 Традиционализм как реакция на революцию: истоки современной идеологии «традиционных ценностей» и евразийства 1920-х годов 2025-02-04T17:41:46+03:00 Рустем Вахитов Rust_R_Vahitov@mail.ru <p>Статья посвящена проблеме традиционных ценностей, их связей и противоречий с ценностями, порожденными социальными, политическими и культурными революциями. Автор считает, что традиционные ценности – это ценности, характерные для определенного стабильного этапа развития общества; они связаны с существующими в этом обществе традициями, и, будучи своеобразным синтезом элементов мировоззрения общества традиционного типа и модерного общества, у каждой эпохи они свои. Они утверждаются в обществе как реакция на предшествовавшую им революцию в политике и культуре. Современные российские традиционные ценности, ставшие мейнстримом нашей идеологии в 2020-е годы, представляют собой реакцию на нигилизм 1990-х. Но схожая эпоха нигилизма, только по отношению к имперской России и ее традиционным ценностям, была в 1920-х. Реакцией на тот нигилизм была идеология евразийства, возникшая в эмиграции. Автор подробно рассматривает соотношение большевистского мировоззрения и мировоззрения евразийства. В заключении сделан вывод, что реакция никогда не возвращает к прежнему положению вещей: новые традиционные ценности и схожи со старыми, и отличаются от них.</p> 2024-12-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://patria.hse.ru/article/view/24240 Двойной парадокс Данилевского: о противоречии между национальным эгоизмом и национальной идеей 2025-02-04T17:42:27+03:00 Никита Сюндюков nick.syundyukov@gmail.com <p>В настоящей статье предпринимается очередная попытка ревизии цивилизационной теории Н. Я. Данилевского. Автор подробно останавливается на фундаментальном противоречии теории Данилевского: с одной стороны, мыслитель придерживается цивилизационного подхода в историософии, предполагающей исторический плюрализм; с другой стороны, важнейшей составной частью его риторики является метафизическая концепция Провидения, организующего различные судьбы народов в единый и универсальный путь человечества. Утверждается, что это базовое методологическое противоречие проявляет себя сразу на нескольких уровнях. Во-первых, оно создает затруднение в описании Данилевским славянского культурно-исторического типа. В качестве ключевых черт этого типа мыслитель отмечает мягкость, отсутствие склонности к насилию – и в то же время подвергает эту черту критике, указывая на ее политико-прагматическую нецелесообразность. Как показывает автор, мысль Данилевского стоит рассматривать в контексте дискуссий о «русской идее», и, в частности, ориентируясь на концепцию о «всемирной отзывчивости» Ф. М. Достоевского. Во-вторых, методологическое противоречие сказывается на отношении Данилевского к христианской этике: признавая ее адекватной для уровня межличностных взаимоотношений, мыслитель отрицает ее на уровне отношений межгосударственных. Опираясь на теорию «консервативного либерализма» Б. Н. Чичерина и исследования слависта Роберта МакМастера, автор предлагает возможное разрешение этой проблемы: сама возможность христианской нравственности обусловливается фактом наличия государственного суверенитета, который, в свою очередь, основывается на политическом реализме и прагматизме.</p> 2024-12-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://patria.hse.ru/article/view/24241 Идея Провидения в философии истории Н. М. Карамзина 2025-02-04T17:42:57+03:00 Николай Чижков chizhkovns@iph.ras.ru <p>В статье проводится анализ роли и места идеи Провидения в философско-ис­торической концепции великого русского историографа, литератора и мыслителя Н. М. Карамзина (1766–1826). Показана связь идеи Проведения с предложенной Карамзиным концепцией деления на два вида законов: законы природы (законы реального мира) и закон нравственного мира (закон свободы). Отмечается, что идея Проведения различается в разных христианских традициях, и понимание Провидения у Карамзина соотносится с русской православной традицией. Проводится сравнение двух близких понятий в философии истории мыслителя – «Провидение» и «судьба»; делается вывод, что они не совпадают по смыслу, а в некоторых случаях даже противопоставляются друг другу: Провидение влияет на народы, страны, государства, их лидеров, а судьба не имеет высшего смысла, она есть сочетание случайностей, которым противостоит человек.</p> 2024-12-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://patria.hse.ru/article/view/24243 Тезис о всесубъективности Бога в философии религии Линды Загзебски 2025-02-04T17:43:23+03:00 Михаил Хорт mikhort@gmail.com <p>Статья посвящена обсуждению оригинального понимания атрибута всеведения, которое представлено в работах современного философа религии и эпистемолога Линды Загзебски. Исследование основано преимущественно на критическом прочтении монографии «Всесубъективность: эссе о Боге и субъективности», а также статей и материалов лекций Загзебски. В частности, автор рассматривает концептуальные причины, заставляющие Загзебски вводить понятие «всесубъективность», которое призвано обозначить способность Бога испытывать опыт «от первого лица» любого сознательного разумного существа. Рассматриваются два основных довода в пользу постулированния данного атрибута: аргумент от философии сознания, выводимый из мысленного эксперимента Ф. Джексона, а также аргумент от семантики индексикалов, основанный на идеях Дж. Пэрри. После этого оцениваются четыре модели всесубъективности, предлагаемые Загзебски: модель эмпатии, перцептуальная модель, панэнтеизм и метафора света. Далее автор разбирает возможные теологические следствия, связанные с постулированием атрибута всесубъективности. В связи с этим отдельно обсуждаются смысл молитвы, божественного провидения и любви, а также религиозной морали и божественного суда. Описав концепцию Загзебски, автор разрабатывает ряд критических аргументов, при помощи которых обосновывает необязательный характер атрибута всесубъективности. Первый контраргумент основан на идеях Ч. Макинтоша по поводу религиозной онтологии. Второй контраргумент основан на представлении У. Мандера о том, что субъективный опыт не является формой знания с божественной перспективы. Наконец, третий критический довод основан на идее, что мыслимы когнитивные состояния, которые было бы противоречиво приписывать Богу.</p> 2024-12-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://patria.hse.ru/article/view/24244 О традиционных ценностях всерьез 2025-02-04T17:43:49+03:00 Николай Афанасов n.afanasov@gmail.com <p>Материал предлагает обзор экспертного круглого стола Школы философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ «Традиционные ценности в оптике национальной философии», который состоялся 10 апреля 2024 года. Ключевой задачей мероприятия было внести вклад в создание теоретической рамки дискуссии о ценностях, которая могла бы служить основанием для реализации практических инициатив в академическом, культурном, общественном и политическом пространствах. Для решения этой задачи, вставшей перед российским обществом во всей остроте, прежде всего требуется прояснить содержание понятия «традиционные духовно-нравственные ценности»; ответить на критические аргументы, которые выдвигаются по отношению к этому понятию; картографировать положение российских традиционных духовно-нравственных ценностей в современном общемировом контексте и культурном процессе; наконец, определить стратегию, которая позволила бы включить в работу этот теоретический концепт в разных областях экспертного знания. Важным результатом обсуждения стала экспликация практического смысла философии в применении к обозначенной задаче. Именно многообразие и эвристический потенциал философского инструментария (от истории философии и аксиологии до философии религии и социальной философии) позволяют организовать интеллектуальную работу для сохранения, защиты и укрепления российских традиционных духовно-нравственных ценностей. Многие участники отметили, что богатая российская философская – как дореволюционная, так и советская – традиция имеет большой потенциал в этом контексте, наполняя существующие современные методологические подходы конкретным содержанием и адаптируя их для российского социально-культурного пространства.</p> 2024-12-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024 https://patria.hse.ru/article/view/24245 Будущее, цивилизация, Россия 2025-02-04T17:44:17+03:00 Александр Нестеров phil@ssau.ru <p>Рецензия на коллективную монографию: Контуры цивилизационного будущего России / отв. ред. А. П. Сегал. М.: Fortis Press, 2024.</p> 2024-12-14T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2024