https://patria.hse.ru/issue/feedPatria2025-08-06T18:28:31+03:00Alexander V. Pavlovapavlov@hse.ruOpen Journal Systemshttps://patria.hse.ru/article/view/27617Эмоциональная аксиология: как постправда меняет ценностные иерархии2025-08-06T18:27:43+03:00Денис Артамоновartamonovds@mail.ruСофья Тихоноваsegedasv@yandex.ru<p>В статье исследуется трансформация социальных ценностей под влиянием цифрового капитализма, постправды и алгоритмической манипуляции. Авторы анализируют, как эмоции становятся ключевым ресурсом в формировании иерархий значимости, вытесняя рациональность и объективную истину. Они раскрывают трансформацию социальных ориентиров под влиянием цифровых технологий, акцентируя внимание на переходе от рациональности к эмоционально-нарративным моделям восприятия. Основной фокус сделан на взаимосвязи эмоций и ценностей в контексте виртуализации общества, экономики впечатлений и кризиса традиционных институтов знания. Особое внимание уделено эволюции общества потребления, где при помощи маркетинговых инструментов осуществлялась эксплуатация эмоций человека. Авторы демонстрируют, как брендинг и маркетинг подменяют экзистенциальные практики символическим потреблением, порождая циклы краткосрочного удовлетворения и долгосрочного отчуждения. Ключевой темой статьи выступает также виртуализация общества, где онлайн-пространства становятся новой реальностью, замещающей физические взаимодействия. Интернет, видеоигры и социальные сети формируют «киберпротезирование» социальных связей, превращая виртуальные товары и впечатления в доминирующие ценности. Цифровая эпоха усиливает эти тенденции. Алгоритмы соцсетей, генеративные нейросети, видеоигры и эхо-камеры монетизируют внимание через эмоциональные триггеры, формируя информационные пузыри. Внутри них «альтернативные факты» и групповые нарративы заменяют объективную реальность, углубляя поляризацию. Постправда, где эмоции преобладают над фактами, разрушает доверие к институтам знания (наука, СМИ), заменяя их социально-эпистемическими аренами познания. На основе социально-философского подхода авторы анализируют механизмы, посредством которых постправда и алгоритмические цифровые платформы реконфигурируют традиционные ценностные иерархии.</p>2025-07-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"https://patria.hse.ru/article/view/27618Цифровая автономия: кто определяет ценности в обществе платформ?2025-08-06T18:27:47+03:00Вера Потаповаvpotapova012@gmail.com<p>В данной статье рассматривается проблема влияния цифровой среды, и в частности платформ, на формирование публичных ценностей. С опорой на ключевые работы из области исследований платформ (platform studies) платформы рассматриваются не как нейтральные технологические посредники, но как активные участники социальных процессов, задающие ценности и имеющие потенциал влиять на общее благо (common good). Основное внимание уделяется определению платформ и ключевых последствий платформизации: датафикации, коммодификации и селекции. Рассматриваются механизмы, с помощью которых концентрируется и распространяется власть таких крупных технокорпораций, как Google, Microsoft и прочие. Особый акцент делается на дискуссии о цифровом суверенитете и необходимости государственного регулирования. Автор приходит к выводу, что для построения цифровой среды, основанной на ценностях прозрачности и ответственности, необходимо устанавливать диалог между гражданским обществом, технологической индустрией, независимыми экспертами и государственными институтами.</p>2025-07-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"https://patria.hse.ru/article/view/27619Новые медиа «новых правых»: современные примеры продвижения традиционных ценностей2025-08-06T18:27:54+03:00Дмитрий Моисеевdmoiseev@hse.ru<p>Перемены, происходящие в мире в течение нескольких последних лет под влиянием масштабных геополитических кризисов, можно охарактеризовать как «новый правый поворот», придающий особенную актуальность идеям, сформулированным представителями интеллектуального движения «новых правых», зародившегося во Франции в 1968 году. Становление многополярного мироустройства, рост популярности антиглобализма и традиционализма, кризис левого либерализма, происходящий де-факто пересмотр принципов международного права, новая технологическая революция — все эти явления были предсказаны А. де Бенуа, Г. Фаем, Д. Веннером во второй половине ХХ века. Одним из инструментов повышения интереса к «новому правому» дискурсу стали современные медиа и системная работа в информационном поле по продвижению основных идей «новых правых», исключительно совекторным текущему курсу государственной политики Российской Федерации. В рамках настоящей статьи рассматриваются как общий тренд популяризации идей «новых правых», так и конкретные примеры успешных современных правых медиа — британского издательского дома Arktos и французского think tank Strategika.</p>2025-07-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"https://patria.hse.ru/article/view/27620The Role of Right-Wing Alternative Media in the Nordic Media Systems2025-08-06T18:27:59+03:00Kirill Stukanovki4850st-s@student.lu.se<p>The growing popularity of right-wing political forces in recent years is accompanied by an increased public interest in alt-right media. In the Nordic media systems, the alt-right has been shaped by right-wing political populism and aims to criticize migration policies. Due to the fact that alternative media have historically been studied by scholars using leftist theories, the alt-right has been labeled as deviant and marginalized community. Using critical discourse analysis, the paper analyzes the self-presentation of alt-right media in Norway, Sweden and Denmark and then juxtaposes these projects with mainstream media through a political economy framework. The result shows that the alt-right group is diverse, while modern Nordic media systems are increasingly composed of polarized and radicalized media. This trend indicates that alt-right projects may soon become a threat to the democratic regimes of welfare states.</p>2025-07-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"https://patria.hse.ru/article/view/27621Доступность, прозрачность, инклюзивность? Ценности Open Science и парадокс демократизации 2025-08-06T18:28:04+03:00Наталья Синеокаяnatadsineokaia@gmail.com<p>В данной статье анализируется парадокс демократизации Open Science: с одной стороны, открытая наука способствует доступности и прозрачности научного процесса, а с другой — усиливает существующие академические неравенства. Рассматриваются ключевые вызовы Open Science, в том числе финансовые барьеры для ученых из стран Глобального Юга, доминирование количественных методов над качественными, языковые и цифровые барьеры, а также угрозы, связанные с открытыми данными и рецензированием. Особое внимание уделяется проблеме геймификации академической среды, в результате которой Open Science становится инструментом не демократизации, а капитализации науки.</p>2025-07-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"https://patria.hse.ru/article/view/27622От естественного к искусственному конструированию живых систем2025-08-06T18:28:13+03:00Валентина Редникинаvalentina-8107@mail.ru<p>Вопрос о конструировании живого обусловливает трансформацию онтологии, возникающую вследствие глубокого проникновения технологий в живые системы. Речь идет о переоценке основополагающих категорий — таких как жизнь, искусственное и естественное, человеческая идентичность, — вызывающей сложнейшие этические, философские и правовые вопросы. Данное исследование фокусируется на науках о жизни, анализирует их специфику и классификацию. Прорыв в экспериментальных методах, особенно в молекулярной биологии и геномике, вывел бионауки на передовые позиции. Мы можем «читать» и «писать» геномы, моделировать жизнь на разных уровнях. Граница между органическим и неорганическим размывается. Это порождает новую онтологию, где молекулы рассматриваются не только как строительные блоки жизни, но и как носители информации, элементы сложных информационных систем. Живые организмы предстают как сложные саморегулирующиеся машины, поддающиеся инженерному вмешательству. Этот сдвиг превратил биологию в нечто большее, чем просто науку; она становится «технобиологическим искусством», сочетающим глубокое понимание жизни с возможностью ее целенаправленного конструирования и изменения. Классическое разделение на субъект и объект размывается. Биологические исследования все больше становятся интегрированными с цифровыми технологиями, создавая сложные компьютерные модели живых систем.</p>2025-07-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"https://patria.hse.ru/article/view/27623Вопрос о морали: осмысление традиционных ценностей на примере медицинских практик2025-08-06T18:28:26+03:00Регина Пеннерpenner.r.v@gmail.com<p>Статья посвящена анализу трансформации традиционных ценностей в контексте современных медицинских практик. Основой для исследования служит неконвенциональная концепция ценностей, где ценности рассматриваются как трансцендентальные ориентиры, существующие вне рамок социальных соглашений. В статье уточняется, что эти ориентиры подвергаются постоянному пересмотру под воздействием технологических и социальных изменений. Подробно рассматриваются ключевые медицинские кейсы, такие как редактирование генома методом CRISPR, фармацевтические эксперименты, а также внедрение искусственного интеллекта в медицину. Пример эксперимента Хэ Цзянькуя с генетически модифицированными эмбрионами иллюстрирует этические и философские дилеммы, связанные с границами научного прогресса. Особое внимание уделяется биополитическому контексту вакцинации, где медицинская практика становится символом солидарности и контроля. Анализируется роль фармацевтических компаний в формировании дискурсов о ценностях через призму рыночной логики и социальной справедливости. Автор показывает, что традиционные ценности, такие как свобода, милосердие и ответственность, продолжают оставаться значимыми, но их интерпретация меняется в зависимости от контекста. Отдельно акцентируется внимание на дилемме взаимодействия между рыночной рациональностью и гуманистическими идеалами, что ярко проявляется в проблемах доступности медицинских технологий и препаратов. В статье фиксируется необходимость философской рефлексии для осмысления ценностей в новых технологических реалиях, предлагается интегративный подход, который учитывает как универсальный, так и локальный характер ценностных ориентаций. В Заключении выдвигается идея о том, что современные технологии требуют нового морального императива, направленного на поддержку наиболее уязвимых социальных единиц.</p>2025-07-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"https://patria.hse.ru/article/view/27624Религия — нечто большее, чем инструмент стабилизации структуры общества2025-08-06T18:28:23+03:00Султанбек Андиевsandiev@hse.ru<p>Рецензия на монографию: «Культура и смерть Бога» (Eagleton T. Culture and the Death of God. New Haven: Yale Univ. Press, 2014)</p>2025-07-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"https://patria.hse.ru/article/view/27625Борьба добра и зла в эпоху стриминга2025-08-06T18:28:31+03:00Анна Христюкahristyuk@hse.ru<p>Рецензия на сборник статей: «Католический хоррор на телевидении: призрачная вера» (Beliveau R., Bolf-Beliveau L., DeFoster R., Engstrom E. Catholic Horror on Television: Haunting Faith. L.: Lexington Books, 2024)</p>2025-07-10T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"