Вопрос о традиционных российских ценностях в перспективе онтологической герменевтики
Аннотация
Принятая в 2021 году Стратегия национальной безопасности РФ говорит об особом значении защиты традиционных российских ценностей. Хотя список названных ценностей был подробно раскрыт в 2022 году в Указе Президента РФ № 809, вопрос о том, каким образом концепт традиционных ценностей может быть научно и философски осмыслен, еще требует своей разработки. В статье показано, что понятие традиционных ценностей не содержит в себе противоречия, поскольку разработка теории ценностей в неокантианской эпистемологии позволяет методом отнесения к ценности изучать и не-модерные традиции. При этом данная эпистемология исходит из того, что ценности укоренены на уровне субъекта; если для неокантианства такой подход виделся не исключающим общезначимость ценностей, то дальнейшее развитие философии и самой общественной жизни заставило усомниться в подобной предпосылке. В качестве альтернативы разрабатывается понимание традиционных российских ценностей исходя из обращения философии Хайдеггера к теме мира и бытия. Ход мысли статьи, тем не менее, расходится с акцентом Хайдеггера на смерти и осуществляет связанный с ценностью жизни поворот к феноменологии прошлого, памяти и воспоминания о рождении. На этом пути обнаруживается возможность тематизировать Россию как констелляцию исторических и пространственных перспектив – которые, следуя онтологии Лейбница, понимаются не как всего лишь субъективные, но как действительные перспективы России как общей реальности. В статье подчеркнута значимость положительного осмысления традиционных ценностей как отличного от понимания последних из логики отрицания, а также продемонстрирована актуальность обращения к истории русской философии для рассмотрения вопроса о медиации между внутрирелигиозным и общеполитическим уровнями традиционных ценностей. В предлагаемой автором рамке эмпирически наблюдаемый уровень традиционных ценностей россиян может быть дополнен уровнем общей политики как мыслимым по принципу патриотического консенсуса; этот принцип, в свою очередь, представляет собой альтернативу перекрывающему консенсусу как основанному на безразличии к общим ценностям.
Скачивания
Литература
Aurelius Augustinus (1991). Ispoved’ [Confessiones], Moscow: Renessans.
Berdyaev N. A. (1927). Problema hristianskogo gosudarstva [The Problem of a Christian State]. Sovremennye Zapiski, no. 31, pp. 280–305.
Berdyaev N. A. (1931). Hristianstvo i klassovaja bor’ba [Christianity and the Class Struggle], Paris: YMCA-Press.
Berdyaev N. A. (1955). Istoki i smysl russkogo kommunizma [The Origin of Russian Communism], Paris: YMCA-Press.
Berdyaev N. A. (1993). Jekzistencial’naja dialektika bozhestvennogo i chelovecheskogo [Existential Dialectics of the Devine and the Human]. Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka [On the Purpose of a Man], Moscow: Respublika, pp. 253–357.
Berdyaev N. A. (1994). O ‘‘vechno bab’em’’ v russkoj dushe [On the “Eternal Feminine” in the Russian Soul]. Berdyaev N. A. Filosofija tvorchestva, kul’tury i iskusstva: v 2 t. T. 2 [Philosophy of Creativity, Culture and History: in 2 vols. Vol. 2], Moscow: Iskusstvo, Liga, pp. 290–301.
Berdyaev N. A. (1996). Na poroge novoj jepohi [On the Threshold of a New Era]. Berdyaev N. A. Istina i otkrovenie. Prolegomeny k kritike Otkrovenija [Truth and Revelation. Prolegomena to the Critique of Revelation], Saint Petersburg: RHGI, pp. 156–349.
Berdyaev N. A. (1999). Novoe religioznoe soznanie i obshhestvennost’ [New Religious Consciousness and Society], Moscow: Kanon+.
Berdyaev N. A. (2022). Russkoe hristianstvo i burzhuaznyj mir [Russian Christianity and the Bourgeois World]. Berdyaev N. A. O duhovnoj burzhuaznosti. Sbornik sochinenij [The Bourgeois Mind and Other Essays], Moscow, Paris: Nouveaux Angles, Éditions des Syrtes, pp. 65–80.
Berdyaev N. A., Frank S. L., Frank T. S. (2023). Perepiska Nikolaja Berdjaeva s Semenom Frankom i Tat’janoj Frank (1923–1947) [Correspondence of Nikolai Berdyaev with Semyon Frank and Tatiana Frank (1923-1947)]. Nikolaj Berdjaev: jepistoljarnyj razgovor. Arhivnye materialy [Nikolai Berdyaev: An Epistolary Conversation. Archive Materials], Moscow: Politicheskaja jenciklopedija, pp. 44–158.
Berger P. L., Luckmann T. (1995). Social’noe konstruirovanie real’nosti. Traktat po sociologii znanija [The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge], Moscow: Medium.
Bibikhin V. V. (1995). Mir [The World], Tomsk: Vodolej.
Bibikhin V. V. (2003). Drugoe nachalo [Another Beginning], Saint Petersburg: Nauka.
Bibikhin V. V. (2009). Chtenie filosofii [Reading Philosophy], Saint Petersburg: Nauka.
Bibikhin V. V. (2011). Les (hyle) [The Woods (hyle)], Saint Petersburg: Nauka.
Cebrovskaja O. (2023). V SF napomnili, chto cennosti – jeto ne zaprety ili zhestkie predpisanija [The SF Recalled that Values are not Prohibitions or Strict Regulations]. Available at: https://senatinform.ru/news/v_sf_napomnili_chto_tsennosti_eto_ne_zaprety_ili_zhyestkie_predpisaniya/ (date of access: 11 September 2024).
Chaadaev P. Ja. (1991). Filosoficheskie pis’ma [Philosophical Letters]. Chaadaev P. Ja. Polnoe sobranie sochinenij i izbrannye pis’ma: v 2 t. T. 1 [Complete Works and Selected Letters: in 2 vols. Vol. 1], Moscow: Nauka, pp. 320–440.
Davydov D. A. (2024). Progressizm protiv moderna. Chemu protivostojat rossijskie tradicionnye cennosti? [Progressivism vs Modernity. What are Russian Traditional Values Opposed to?]. Patria, vol. 1, no. 1, pp. 50–69.
Deleuze G. (2015). Lekcii o Lejbnice. 1980, 1986/87 [Leibniz. 1980. 1986/87], Moscow: Ad Marginem Press.
Dostal R. (2004). Vremja i fenomenologija u Gusserlja i Hajdeggera [Time and Phenomenology in Husserl and Heidegger]. Dorofeev D. Ju. (comp.). Martin Hajdegger: sbornik statej [Martin Heidegger: Collected Articles], Saint Petersburg: RHGI, pp. 186–217.
Dugin A. G. (2021). Martin Hajdegger. Vozmozhnost’ russkoj filosofii [Martin Heidegger. The Possibility of Russian Philosophy], Moscow: Akademicheskij proekt.
Dzhohadze I. D. (2011). Patnjem vs Rorti: spor o pragmatizme i reljativizme [Putnam and Rorty: The Debate about Pragmatism and Relativism]. Epistemology and Philosophy of Science, no. 4, pp. 175–190.
Fadeev V. A., Varhotov T. A. (eds.) (2023). Cennostno-smyslovye i intellektual’nye osnovanija strategicheskogo razvitija Rossii v uslovijah global’nyh vyzovov [Value-Semantic and Intellectual Foundations of Russia’s Strategic Development in the Context of Global Challenges], Moscow: Neptun.
Fedorov N. F. (1995). Vopros o bratstve, ili rodstve, o prichinah nebratskogo, nerodstvennogo, t. e. nemirnogo, sostojanija mira i o sredstvah k vosstanovleniju rodstva (Zapiska ot neuchenyh k uchenym, duhovnym i svetskim, k verujushhim i neverujushhim) [The Question about Brotherhood, or Kinship, about the Causes of the Non-Fraternal, Alien, i.e. Non-Peaceful, State of the World and about the Means to Restore Kinship (Note from the Unlearned to Learned, Spiritual and Secular, to Believers and Non-Believers)]. Fedorov N. F. Sobranie sochinenij: v 4 t. T. I [Collected Works: in 4 vols. Vol. I], Moscow: Progress, pp. 35–308.
Fischer K. (2005). Istorija novoj filosofii. Gotfrid Vil’gel’m Lejbnic: ego zhizn’, sochinenija i uchenie [Geschichte der neuern Philosophie. Leibniz und seine Schule], Moscow: AST, Tranzit-kniga.
Fromm E. (2005). Zdorovoe obshhestvo [The Sane Society]. Fromm E. Zdorovoe obshhestvo. Dogmat o Hriste [The Sane Society. The Dogma of Christ], Moscow: AST, Tranzitkniga, pp. 7–414.
Gajdenko P. P. (2006). Vremja. Dlitel’nost’. Vechnost’. Problema vremeni v evropejskoj filosofii i nauke [Time. Duration. Eternity. The Problem of Time in European Philosophy and Science], Moscow: Progress-Tradicija.
Gaponenkov A. A. (2024). O ‘‘poslednem Berdjaeve’’. K voprosu o patriotizme [About the “Last Berdyaev». On the Question of Patriotism]. Philosophical Letters. Russian and European Dialogue, vol. 7, no. 1, pp. 43–53.
Gloukhov A. A. (2014). Perehlest volny. Politicheskaja logika Platona i postnicsheanskoe preodolenie platonizma [Overlapping Waves. Political Logic of Plato and Post-Nietzschean Overcoming of Platonism], Moscow: Izdatel’skij dom VSHE.
Gloukhov A. A. (2018). Filosofskaja jasnost’: Hajdegger ravno Gitler [Philosophical Clarity: Heidegger Equals Hitler]. Logos, vol. 28, no. 3, pp. 91–120.
Golubev A. (2022). Veshhnaja zhizn’: material’nost’ pozdnego socializma [The Things of Life. Materiality in Late Soviet Russia], Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Goreckij V. G., Kirjushkin V. A., Shan’ko A. F. (1987). Azbuka [Primer], Moscow: Prosveshhenie.
Habermas J. (2011). Protiv ‘‘voinstvujushhego ateizma’’. ‘‘Postsekuljarnoe’’ obshhestvo – chto jeto takoe? [A “Post-Secular” Society – What Does That Mean?]. Available at: https://www.islam-portal.ru/communication/stat/100/1411/ (date of access: 11 September 2024).
Heidegger M. (1993). Chto takoe metafizika? [Was ist Metaphysik?]. Heidegger M. Vremja i bytie: stat’i i vystuplenija [Time and Being: Articles and Speeches], Moscow: Respublika, pp. 16–27.
Heidegger M. (1997). Bytie i vremja [Sein und Zeit], Moscow: Ad Marginem.
Herzen A. I. (1956). Byloe i dumy. 1852–1868. Chast’ IV [My Past and Thoughts. 1852–1868. Part 4]. Herzen A. I. Sobranie sochinenij: v 30 t. T. 9 [Collected Works:
in 30 vols. Vol. 9], Moscow: Izdatel’stvo AN SSSR.
Husserl E. (1991). Fenomenologija [Phenomenology]. Logos, no. 1, pp. 12–21.
James W. (1910). Pragmatizm: novoe nazvanie dlja nekotoryh staryh metodov myshlenija. Populjarnye lekcii po filosofii [Pragmatism: A New Name for Some Old Ways of Thinking], Saint Petersburg: Shipovnik.
Kara-Murza A. A. (2014). ‘‘Koncepcija lichnoj godnosti’’ P. B. Struve: jetapy razvitija [“The Concept of Personal Fitness» by P. B. Struve: Stages of Development]. The Political Conceptology: Journal of Metadisciplinary Research, no. 2, pp. 157–181.
Khan K. (2022). Tema «uznavanija sebja» v filosofii Vladimira Bibihina [The Theme of “Self-Recognition” in Philosophy of Vladimir Bibikhin]. Filosofiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Philosophy. Journal of the Higher School of Economics], vol. 6, no. 3, pp. 32–56.
Khomyakov A. S. (2013). O starom i novom [On the Old and New]. Khomyakov A. S. Filosofskie i bogoslovskie proizvedenija [Philosophical and Theological Works], Moscow: Knigovek, pp. 29–44.
Kimlika W. (2010). Sovremennaja politicheskaja filosofija: vvedenie [Contemporary Political Philosophy: An Introduction], Moscow: ID GU-VSHE.
Kireevskij I. V. (1979а). O neobhodimosti i vozmozhnosti novyh nachal dlja filosofii [On the Necessity and Possibility of New Beginnings for Philosophy]. Kireevskij I. V. Kritika i jestetika [Criticism and Aesthetics], Moscow: Iskusstvo, pp. 293–332.
Kireevskij I. V. (1979б). Otvet A. S. Homjakovu [A Reply to A. S. Khomyakov]. Kireevskij I. V. Kritika i jestetika [Criticism and Aesthetics], Moscow: Iskusstvo, pp. 143–153.
Lappo-Danilevskij A. S. (2006). Metodologija istorii [The Methodology of the History], Moscow: Territorija budushhego.
Lappo-Danilevskij A. S. (2017). O teorii cennosti (fragmenty) [On the Theory of Value (Fragments)]. Voprosy Filosofii, no. 4, pp. 181–189.
Leibniz G. W. (1982а). Monadologija [La Monadologie]. Leibniz G. W. Sochinenija: v 4 t. T. I [Works: in 4 vols. Vol. I], Moscow: Mysl’, pp. 413–429.
Leibniz G. W. (1982б). Nachala prirody i blagodati, osnovannye na razume [Principes de la nature et de la grâce fondés en raison]. Leibniz G. W. Sochinenija: v 4 t. T. I [Works: in 4 vols. Vol. I], Moscow: Mysl’, pp. 404–412.
Linevskaja D. O. (2008). N. Berdjaev, N. Losskij i S. Frank o prirode cennosti [N. Berdyaev, N. Lossky and S. Frank on the Nature of Value]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 70, pp. 218–222.
Lishaev S. A. (2004). Fenomenologija ujutnogo (k jesteticheskoj harakteristike doma i domashnih veshhej). Chast’ I [The Phenomenology of the Cozy (To the Aesthetic Characteristics of House and Household Items). Part I]. Mixtura verborum’2004: prostranstvo simpoziona [Mixtura verborum’2004: The Space of the Symposium], Samara: Samar. gumanit. akad., pp. 61–96.
Lishaev S. A. (2005). Fenomenologija ujutnogo (k jesteticheskoj harakteristike doma i domashnih veshhej). Chast’ II [The Phenomenology of the Cozy (To the Aesthetic Characteristics of House and Household Items). Part II]. Mixtura verborum’2005: telo, smysl, subjekt [Mixtura verborum’2005: Body, Meaning, Subject], Samara: Samar. gumanit. akad., pp. 63–92.
Litvin T. V. (2013). Vremja, vosprijatie, voobrazhenie. Fenomenologicheskie shtudii po probleme vremeni u Avgustina, Kanta i Gusserlja [Time, Perception, Imagination. Phenomenological Studies on the Problem of Time by Augustine, Kant, and Husserl], Saint Petersburg: Gumanitarnaja akademija.
MacIntyre A. (2000). Posle dobrodeteli: issledovanija teorii morali [After Virtue: A Study in Moral Theory], Moscow, Ekaterinburg: Akademicheskij proekt, Delovaja kniga.
Malinov A. V. (2017). Kurs A. S. Lappo-Danilevskogo ‘‘O teorii cennosti’’ (opyt rekonstrukcii) [Lecture Course of A.S. Lappo-Danilevsky On the Theory of Value (the Experience of Reconstruction)]. Voprosy Filosofii, no. 4, pp. 171–180.
Marx K. (2010). Jekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda [Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844]. Marx K. Jekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda i drugie rannie filosofskie raboty [Economic and Philosophic Manuscripts of 1844 and Other Early Philosophical Works], Moscow: Akademicheskij proekt, pp. 303–358.
Marx K., Engels F. (1933). Nemeckaja ideologija [Die deutsche Ideologie]. Marx K., Engels F. Sochinenija. T. IV [Works. Vol. 4], Moscow: Partijnoe izdatel’stvo, pp. 2–540.
Meillassoux Q. (2015). Posle konechnosti: jesse o neobhodimosti kontingentnosti [Après la finitude. Essai sur la nécessité de la contingence], Ekaterinburg, Moscow: Kabinetnyj uchenyj.
Merleau-Ponty M. (1999). Fenomenologija vosprijatija [Phénoménologie de la perception], Moscow: Juventa, Nauka.
Mjør K. J. (2020). Russkaja religioznaja filosofija v sekuljarnyj vek [Russisk religiøs filosofi i ein sekulær tidsalder]. Istoriko-Filosofskij Ezhegodnik, vol. 35, pp. 276–277.
Nabokov V. V. (2022а). Dar [The Gift], Moscow: AST, CORPUS.
Nabokov V. V. (2022б). Drugie berega [Conclusive Evidence], Moscow: AST, CORPUS.
Pavlov I. I. (2018) Ne-vozmozhnost’ kak amehanija: fenomenologija smerti v rabotah Vladimira Bibihina [Im-Possibility as Amechania: Vladimir Bibikhin’s Phenomenology of Death]. Filosofiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Philosophy. Journal of the Higher School of Economics], vol. II, no. 4, pp. 51–89.
Pobedonoscev K. P. (1901). Moskovskij sbornik [The Moscow Collection], Moscow: Sinodal’naja tipografija.
Presnjakov I. V. (2020). ‘‘Politeizm cennostej’’ Maksa Vebera: konteksty, proishozhdenie, logiko-metodologicheskie osnovanija [Max Weber’s “Value Polytheism”: Contexts, Origin, Logical-Methodological Foundations]. Sociology of Power, vol. 32, no. 4, pp. 68–106.
Putnam H. (2013). Vopros o realizme [The Question of Realism]. Dzhohadze I. D. Pragmaticheskij realizm Hilari Patnjema [Hilary Putnam’s Pragmatic Realism], Moscow: Kanon+ ROOI ‘‘Reabilitacija’’, pp. 166–193.
Radaev V. V. (2018). Millenialy na fone predshestvujushhih pokolenij: jempiricheskij analiz [Millennials against the Background of Previous Generations: An Empirical Analysis]. Sotsiologicheskie Issledovaniia, no. 3, pp. 15–33.
Rawls J. (2010). Teorija spravedlivosti [A Theory of Justice], Moscow: LKI.
Richir M. (2020). Defenestracija [La défenestration]. Horizon, no. 9 (2), pp. 760–781.
Rickert H. (1911). Nauki o prirode i nauki o kul’ture [Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft: Ein Vortrag], Saint Petersburg: Obrazovanie.
Rorty R. (1997). Filosofija i zerkalo prirody [Philosophy and the Mirror of Nature], Novosibirsk: Izd-vo Novosib. un-ta.
Rozanov V. V. (2010). Opavshie list’ja. Korob vtoroj i poslednij [Fallen Leaves. The second and Last Box]. Rozanov V. V. Sobranie sochinenij. Listva [Collected Works. Leaves], Moscow, Saint Petersburg: Respublika, Rostok, pp. 189–364.
Schütz A. (2004). Izbrannoe: mir, svetjashhijsja smyslom [Selected Works: A World Glowing with Meaning], Moscow: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija.
Shchitsova T. V. (2006) Memento nasci: soobshhestvo i generativnyj opyt (Shtudii po jekzistencial’noj antropologii) [Memento nasci: Community and Intergenerational Experience (Studies in Existential Anthropology)], Vil’njus: EGU.
Stoeckl K. (2012). K opredeleniju ‘‘postsekuljarnogo’’ [Defining the Postsecular]. Chelovek, no. 8, pp. 51–67.
Stoeckl K., Uzlaner D. A. (2020). Pravoslavnaja teologija i politicheskaja filosofija: postsekuljarnoe v rossijskom kontekste [Orthodox Theology and Political Philosophy: The Post-Secular in the Russian Context]. Uzlaner D. A. Postsekuljarnyj povorot. Kak myslit’ o religii v XXI veke [The Postsecular Turn. How to Think about Religion in the 21st Century], Moscow: Izd-vo Instituta Gajdara, pp. 268–298.
Struve P. B. (1991). Intelligencija i revoljucija [Intelligentsia and Revolution]. Vehi. Intelligencija v Rossii [The Landmarks. Intelligentsia in Russia], Moscow: Molodaja gvardija, pp. 136–152.
Sudakov A. K. (2012). Filosofija cel’noj zhizni. Mirosozercanie I. V. Kireevskogo [Philosophy of Integral Life. I. V. Kireevsky’s Worldview], Moscow: Kanon+.
Timoshina E. V. (2023). ‘‘Tiranija cennostej’’ kak ‘‘volja k vlasti’’: k genealogii i posledstvijam cennostnogo diskursa v pravosudii [The “Tyranny of Values” as the “Will to Power”: On the Genealogy and Effects of Value Discourse in Justice]. Russian Sociological Review, vol. 22, no. 3, pp. 125–146.
Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 № 400 ‘‘O Strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii’’ [Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 07/02/2021 “On the National Security Strategy of the Russian Federation”] (2021). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (date of access: 11 September 2024).
Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 ‘‘Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej’’ [Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 11/19/2022 “On Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values”] (2022). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (date of access: 11 September 2024).
Uzlaner D. A. (2020). Kartografija postsekuljarnogo [Cartography of the Postsecular]. Uzlaner D. A. Postsekuljarnyj povorot. Kak myslit’ o religii v XXI veke [The Postsecular Turn. How to Think about Religion in the 21st Century], Moscow: Izd-vo Instituta Gajdara, pp. 178–211.
Volkogonova O. D. (2010). Berdjaev [Berdyaev], Moscow: Molodaja gvardija.
Weber M. (2008). Osnovnye sociologicheskie ponjatija [Soziologische Grundbegriffe]. Russian Sociological Review, vol. 7, no. 2, pp. 89–127.
Wittgenstein L. (1994). Filosofskie issledovanija [Philosophische Untersuchungen]. Wittgenstein L. Filosofskie raboty. Chast’ I [Philosophical Works. Part 1], Moscow: Gnozis, pp. 75–319.
Yampolskaya A. V. (2013). Fenomenologija v Germanii i Francii: problemy metoda [Phenomenology in Germany and France: Problems of the Method], Moscow: RGGU.
Zapeka O. A. (2022). Uchenie o kommjunotarnosti v tvorchestve pozdnego N. A. Berdjaeva [The Doctrine of Communotarity in the Works of the Late N. A. Berdyaev]. Vestnik slavianskikh kul’tur [Bulletin of Slavic Cultures], vol. 66, pp. 81–87.
Zen’kovskij V. V. (2001). Istorija russkoj filosofii [A History of Russian Philosophy], Moscow: Akademicheskij proekt, Raritet.
Copyright (c) 2024 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.