Вопрос о традиционных российских ценностях в перспективе онтологической герменевтики

  • Илья Павлов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Россия). https://orcid.org/0000-0002-5355-2584
Ключевые слова: традиционные ценности, феноменология, онтологическая герменевтика, перспективная онтология, русская философия, патриотический консенсус, общий мир, Россия

Аннотация

Принятая в 2021 году Стратегия национальной безопасности РФ говорит об особом значении защиты традиционных российских ценностей. Хотя список названных ценностей был подробно раскрыт в 2022 году в Указе Президента РФ № 809, вопрос о том, каким образом концепт традиционных ценностей может быть научно и философски осмыслен, еще требует своей разработки. В статье показано, что понятие традиционных ценностей не содержит в себе противоречия, поскольку разработка теории ценностей в неокантианской эпистемологии позволяет методом отнесения к ценности изучать и не-модерные традиции. При этом данная эпистемология исходит из того, что ценности укоренены на уровне субъекта; если для неокантианства такой подход виделся не исключающим общезначимость ценностей, то дальнейшее развитие философии и самой общественной жизни заставило усомниться в подобной предпосылке. В качестве альтернативы разрабатывается понимание традиционных российских ценностей исходя из обращения философии Хайдеггера к теме мира и бытия. Ход мысли статьи, тем не менее, расходится с акцентом Хайдеггера на смерти и осуществляет связанный с ценностью жизни поворот к феноменологии прошлого, памяти и воспоминания о рождении. На этом пути обнаруживается возможность тематизировать Россию как констелляцию исторических и пространственных перспектив – которые, следуя онтологии Лейбница, понимаются не как всего лишь субъективные, но как действительные перспективы России как общей реальности. В статье подчеркнута значимость положительного осмысления традиционных ценностей как отличного от понимания последних из логики отрицания, а также продемонстрирована актуальность обращения к истории русской философии для рассмотрения вопроса о медиации между внутрирелигиозным и общеполитическим уровнями традиционных ценностей. В предлагаемой автором рамке эмпирически наблюдаемый уровень традиционных ценностей россиян может быть дополнен уровнем общей политики как мыслимым по принципу патриотического консенсуса; этот принцип, в свою очередь, представляет собой альтернативу перекрывающему консенсусу как основанному на безразличии к общим ценностям.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Илья Павлов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).

Кандидат философских наук, старший преподаватель, младший научный сотрудник.

Литература

Aurelius Augustinus (1991). Ispoved’ [Confessiones], Moscow: Renessans.

Berdyaev N. A. (1927). Problema hristianskogo gosudarstva [The Problem of a Christian State]. Sovremennye Zapiski, no. 31, pp. 280–305.

Berdyaev N. A. (1931). Hristianstvo i klassovaja bor’ba [Christianity and the Class Struggle], Paris: YMCA-Press.

Berdyaev N. A. (1955). Istoki i smysl russkogo kommunizma [The Origin of Russian Communism], Paris: YMCA-Press.

Berdyaev N. A. (1993). Jekzistencial’naja dialektika bozhestvennogo i chelovecheskogo [Existential Dialectics of the Devine and the Human]. Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka [On the Purpose of a Man], Moscow: Respublika, pp. 253–357.

Berdyaev N. A. (1994). O ‘‘vechno bab’em’’ v russkoj dushe [On the “Eternal Feminine” in the Russian Soul]. Berdyaev N. A. Filosofija tvorchestva, kul’tury i iskusstva: v 2 t. T. 2 [Philosophy of Creativity, Culture and History: in 2 vols. Vol. 2], Moscow: Iskusstvo, Liga, pp. 290–301.

Berdyaev N. A. (1996). Na poroge novoj jepohi [On the Threshold of a New Era]. Berdyaev N. A. Istina i otkrovenie. Prolegomeny k kritike Otkrovenija [Truth and Revelation. Prolegomena to the Critique of Revelation], Saint Petersburg: RHGI, pp. 156–349.

Berdyaev N. A. (1999). Novoe religioznoe soznanie i obshhestvennost’ [New Religious Consciousness and Society], Moscow: Kanon+.

Berdyaev N. A. (2022). Russkoe hristianstvo i burzhuaznyj mir [Russian Christianity and the Bourgeois World]. Berdyaev N. A. O duhovnoj burzhuaznosti. Sbornik sochinenij [The Bourgeois Mind and Other Essays], Moscow, Paris: Nouveaux Angles, Éditions des Syrtes, pp. 65–80.

Berdyaev N. A., Frank S. L., Frank T. S. (2023). Perepiska Nikolaja Berdjaeva s Semenom Frankom i Tat’janoj Frank (1923–1947) [Correspondence of Nikolai Berdyaev with Semyon Frank and Tatiana Frank (1923-1947)]. Nikolaj Berdjaev: jepistoljarnyj razgovor. Arhivnye materialy [Nikolai Berdyaev: An Epistolary Conversation. Archive Materials], Moscow: Politicheskaja jenciklopedija, pp. 44–158.

Berger P. L., Luckmann T. (1995). Social’noe konstruirovanie real’nosti. Traktat po sociologii znanija [The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge], Moscow: Medium.

Bibikhin V. V. (1995). Mir [The World], Tomsk: Vodolej.

Bibikhin V. V. (2003). Drugoe nachalo [Another Beginning], Saint Petersburg: Nauka.

Bibikhin V. V. (2009). Chtenie filosofii [Reading Philosophy], Saint Petersburg: Nauka.

Bibikhin V. V. (2011). Les (hyle) [The Woods (hyle)], Saint Petersburg: Nauka.

Cebrovskaja O. (2023). V SF napomnili, chto cennosti – jeto ne zaprety ili zhestkie predpisanija [The SF Recalled that Values are not Prohibitions or Strict Regulations]. Available at: https://senatinform.ru/news/v_sf_napomnili_chto_tsennosti_eto_ne_zaprety_ili_zhyestkie_predpisaniya/ (date of access: 11 September 2024).

Chaadaev P. Ja. (1991). Filosoficheskie pis’ma [Philosophical Letters]. Chaadaev P. Ja. Polnoe sobranie sochinenij i izbrannye pis’ma: v 2 t. T. 1 [Complete Works and Selected Letters: in 2 vols. Vol. 1], Moscow: Nauka, pp. 320–440.

Davydov D. A. (2024). Progressizm protiv moderna. Chemu protivostojat rossijskie tradicionnye cennosti? [Progressivism vs Modernity. What are Russian Traditional Values Opposed to?]. Patria, vol. 1, no. 1, pp. 50–69.

Deleuze G. (2015). Lekcii o Lejbnice. 1980, 1986/87 [Leibniz. 1980. 1986/87], Moscow: Ad Marginem Press.

Dostal R. (2004). Vremja i fenomenologija u Gusserlja i Hajdeggera [Time and Phenomenology in Husserl and Heidegger]. Dorofeev D. Ju. (comp.). Martin Hajdegger: sbornik statej [Martin Heidegger: Collected Articles], Saint Petersburg: RHGI, pp. 186–217.

Dugin A. G. (2021). Martin Hajdegger. Vozmozhnost’ russkoj filosofii [Martin Heidegger. The Possibility of Russian Philosophy], Moscow: Akademicheskij proekt.

Dzhohadze I. D. (2011). Patnjem vs Rorti: spor o pragmatizme i reljativizme [Putnam and Rorty: The Debate about Pragmatism and Relativism]. Epistemology and Philosophy of Science, no. 4, pp. 175–190.

Fadeev V. A., Varhotov T. A. (eds.) (2023). Cennostno-smyslovye i intellektual’nye osnovanija strategicheskogo razvitija Rossii v uslovijah global’nyh vyzovov [Value-Semantic and Intellectual Foundations of Russia’s Strategic Development in the Context of Global Challenges], Moscow: Neptun.

Fedorov N. F. (1995). Vopros o bratstve, ili rodstve, o prichinah nebratskogo, nerodstvennogo, t. e. nemirnogo, sostojanija mira i o sredstvah k vosstanovleniju rodstva (Zapiska ot neuchenyh k uchenym, duhovnym i svetskim, k verujushhim i neverujushhim) [The Question about Brotherhood, or Kinship, about the Causes of the Non-Fraternal, Alien, i.e. Non-Peaceful, State of the World and about the Means to Restore Kinship (Note from the Unlearned to Learned, Spiritual and Secular, to Believers and Non-Believers)]. Fedorov N. F. Sobranie sochinenij: v 4 t. T. I [Collected Works: in 4 vols. Vol. I], Moscow: Progress, pp. 35–308.

Fischer K. (2005). Istorija novoj filosofii. Gotfrid Vil’gel’m Lejbnic: ego zhizn’, sochinenija i uchenie [Geschichte der neuern Philosophie. Leibniz und seine Schule], Moscow: AST, Tranzit-kniga.

Fromm E. (2005). Zdorovoe obshhestvo [The Sane Society]. Fromm E. Zdorovoe obshhestvo. Dogmat o Hriste [The Sane Society. The Dogma of Christ], Moscow: AST, Tranzitkniga, pp. 7–414.

Gajdenko P. P. (2006). Vremja. Dlitel’nost’. Vechnost’. Problema vremeni v evropejskoj filosofii i nauke [Time. Duration. Eternity. The Problem of Time in European Philosophy and Science], Moscow: Progress-Tradicija.

Gaponenkov A. A. (2024). O ‘‘poslednem Berdjaeve’’. K voprosu o patriotizme [About the “Last Berdyaev». On the Question of Patriotism]. Philosophical Letters. Russian and European Dialogue, vol. 7, no. 1, pp. 43–53.

Gloukhov A. A. (2014). Perehlest volny. Politicheskaja logika Platona i postnicsheanskoe preodolenie platonizma [Overlapping Waves. Political Logic of Plato and Post-Nietzschean Overcoming of Platonism], Moscow: Izdatel’skij dom VSHE.

Gloukhov A. A. (2018). Filosofskaja jasnost’: Hajdegger ravno Gitler [Philosophical Clarity: Heidegger Equals Hitler]. Logos, vol. 28, no. 3, pp. 91–120.

Golubev A. (2022). Veshhnaja zhizn’: material’nost’ pozdnego socializma [The Things of Life. Materiality in Late Soviet Russia], Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Goreckij V. G., Kirjushkin V. A., Shan’ko A. F. (1987). Azbuka [Primer], Moscow: Prosveshhenie.

Habermas J. (2011). Protiv ‘‘voinstvujushhego ateizma’’. ‘‘Postsekuljarnoe’’ obshhestvo – chto jeto takoe? [A “Post-Secular” Society – What Does That Mean?]. Available at: https://www.islam-portal.ru/communication/stat/100/1411/ (date of access: 11 September 2024).

Heidegger M. (1993). Chto takoe metafizika? [Was ist Metaphysik?]. Heidegger M. Vremja i bytie: stat’i i vystuplenija [Time and Being: Articles and Speeches], Moscow: Respublika, pp. 16–27.

Heidegger M. (1997). Bytie i vremja [Sein und Zeit], Moscow: Ad Marginem.

Herzen A. I. (1956). Byloe i dumy. 1852–1868. Chast’ IV [My Past and Thoughts. 1852–1868. Part 4]. Herzen A. I. Sobranie sochinenij: v 30 t. T. 9 [Collected Works:

in 30 vols. Vol. 9], Moscow: Izdatel’stvo AN SSSR.

Husserl E. (1991). Fenomenologija [Phenomenology]. Logos, no. 1, pp. 12–21.

James W. (1910). Pragmatizm: novoe nazvanie dlja nekotoryh staryh metodov myshlenija. Populjarnye lekcii po filosofii [Pragmatism: A New Name for Some Old Ways of Thinking], Saint Petersburg: Shipovnik.

Kara-Murza A. A. (2014). ‘‘Koncepcija lichnoj godnosti’’ P. B. Struve: jetapy razvitija [“The Concept of Personal Fitness» by P. B. Struve: Stages of Development]. The Political Conceptology: Journal of Metadisciplinary Research, no. 2, pp. 157–181.

Khan K. (2022). Tema «uznavanija sebja» v filosofii Vladimira Bibihina [The Theme of “Self-Recognition” in Philosophy of Vladimir Bibikhin]. Filosofiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Philosophy. Journal of the Higher School of Economics], vol. 6, no. 3, pp. 32–56.

Khomyakov A. S. (2013). O starom i novom [On the Old and New]. Khomyakov A. S. Filosofskie i bogoslovskie proizvedenija [Philosophical and Theological Works], Moscow: Knigovek, pp. 29–44.

Kimlika W. (2010). Sovremennaja politicheskaja filosofija: vvedenie [Contemporary Political Philosophy: An Introduction], Moscow: ID GU-VSHE.

Kireevskij I. V. (1979а). O neobhodimosti i vozmozhnosti novyh nachal dlja filosofii [On the Necessity and Possibility of New Beginnings for Philosophy]. Kireevskij I. V. Kritika i jestetika [Criticism and Aesthetics], Moscow: Iskusstvo, pp. 293–332.

Kireevskij I. V. (1979б). Otvet A. S. Homjakovu [A Reply to A. S. Khomyakov]. Kireevskij I. V. Kritika i jestetika [Criticism and Aesthetics], Moscow: Iskusstvo, pp. 143–153.

Lappo-Danilevskij A. S. (2006). Metodologija istorii [The Methodology of the History], Moscow: Territorija budushhego.

Lappo-Danilevskij A. S. (2017). O teorii cennosti (fragmenty) [On the Theory of Value (Fragments)]. Voprosy Filosofii, no. 4, pp. 181–189.

Leibniz G. W. (1982а). Monadologija [La Monadologie]. Leibniz G. W. Sochinenija: v 4 t. T. I [Works: in 4 vols. Vol. I], Moscow: Mysl’, pp. 413–429.

Leibniz G. W. (1982б). Nachala prirody i blagodati, osnovannye na razume [Principes de la nature et de la grâce fondés en raison]. Leibniz G. W. Sochinenija: v 4 t. T. I [Works: in 4 vols. Vol. I], Moscow: Mysl’, pp. 404–412.

Linevskaja D. O. (2008). N. Berdjaev, N. Losskij i S. Frank o prirode cennosti [N. Berdyaev, N. Lossky and S. Frank on the Nature of Value]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 70, pp. 218–222.

Lishaev S. A. (2004). Fenomenologija ujutnogo (k jesteticheskoj harakteristike doma i domashnih veshhej). Chast’ I [The Phenomenology of the Cozy (To the Aesthetic Characteristics of House and Household Items). Part I]. Mixtura verborum’2004: prostranstvo simpoziona [Mixtura verborum’2004: The Space of the Symposium], Samara: Samar. gumanit. akad., pp. 61–96.

Lishaev S. A. (2005). Fenomenologija ujutnogo (k jesteticheskoj harakteristike doma i domashnih veshhej). Chast’ II [The Phenomenology of the Cozy (To the Aesthetic Characteristics of House and Household Items). Part II]. Mixtura verborum’2005: telo, smysl, subjekt [Mixtura verborum’2005: Body, Meaning, Subject], Samara: Samar. gumanit. akad., pp. 63–92.

Litvin T. V. (2013). Vremja, vosprijatie, voobrazhenie. Fenomenologicheskie shtudii po probleme vremeni u Avgustina, Kanta i Gusserlja [Time, Perception, Imagination. Phenomenological Studies on the Problem of Time by Augustine, Kant, and Husserl], Saint Petersburg: Gumanitarnaja akademija.

MacIntyre A. (2000). Posle dobrodeteli: issledovanija teorii morali [After Virtue: A Study in Moral Theory], Moscow, Ekaterinburg: Akademicheskij proekt, Delovaja kniga.

Malinov A. V. (2017). Kurs A. S. Lappo-Danilevskogo ‘‘O teorii cennosti’’ (opyt rekonstrukcii) [Lecture Course of A.S. Lappo-Danilevsky On the Theory of Value (the Experience of Reconstruction)]. Voprosy Filosofii, no. 4, pp. 171–180.

Marx K. (2010). Jekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda [Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844]. Marx K. Jekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda i drugie rannie filosofskie raboty [Economic and Philosophic Manuscripts of 1844 and Other Early Philosophical Works], Moscow: Akademicheskij proekt, pp. 303–358.

Marx K., Engels F. (1933). Nemeckaja ideologija [Die deutsche Ideologie]. Marx K., Engels F. Sochinenija. T. IV [Works. Vol. 4], Moscow: Partijnoe izdatel’stvo, pp. 2–540.

Meillassoux Q. (2015). Posle konechnosti: jesse o neobhodimosti kontingentnosti [Après la finitude. Essai sur la nécessité de la contingence], Ekaterinburg, Moscow: Kabinetnyj uchenyj.

Merleau-Ponty M. (1999). Fenomenologija vosprijatija [Phénoménologie de la perception], Moscow: Juventa, Nauka.

Mjør K. J. (2020). Russkaja religioznaja filosofija v sekuljarnyj vek [Russisk religiøs filosofi i ein sekulær tidsalder]. Istoriko-Filosofskij Ezhegodnik, vol. 35, pp. 276–277.

Nabokov V. V. (2022а). Dar [The Gift], Moscow: AST, CORPUS.

Nabokov V. V. (2022б). Drugie berega [Conclusive Evidence], Moscow: AST, CORPUS.

Pavlov I. I. (2018) Ne-vozmozhnost’ kak amehanija: fenomenologija smerti v rabotah Vladimira Bibihina [Im-Possibility as Amechania: Vladimir Bibikhin’s Phenomenology of Death]. Filosofiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Philosophy. Journal of the Higher School of Economics], vol. II, no. 4, pp. 51–89.

Pobedonoscev K. P. (1901). Moskovskij sbornik [The Moscow Collection], Moscow: Sinodal’naja tipografija.

Presnjakov I. V. (2020). ‘‘Politeizm cennostej’’ Maksa Vebera: konteksty, proishozhdenie, logiko-metodologicheskie osnovanija [Max Weber’s “Value Polytheism”: Contexts, Origin, Logical-Methodological Foundations]. Sociology of Power, vol. 32, no. 4, pp. 68–106.

Putnam H. (2013). Vopros o realizme [The Question of Realism]. Dzhohadze I. D. Pragmaticheskij realizm Hilari Patnjema [Hilary Putnam’s Pragmatic Realism], Moscow: Kanon+ ROOI ‘‘Reabilitacija’’, pp. 166–193.

Radaev V. V. (2018). Millenialy na fone predshestvujushhih pokolenij: jempiricheskij analiz [Millennials against the Background of Previous Generations: An Empirical Analysis]. Sotsiologicheskie Issledovaniia, no. 3, pp. 15–33.

Rawls J. (2010). Teorija spravedlivosti [A Theory of Justice], Moscow: LKI.

Richir M. (2020). Defenestracija [La défenestration]. Horizon, no. 9 (2), pp. 760–781.

Rickert H. (1911). Nauki o prirode i nauki o kul’ture [Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft: Ein Vortrag], Saint Petersburg: Obrazovanie.

Rorty R. (1997). Filosofija i zerkalo prirody [Philosophy and the Mirror of Nature], Novosibirsk: Izd-vo Novosib. un-ta.

Rozanov V. V. (2010). Opavshie list’ja. Korob vtoroj i poslednij [Fallen Leaves. The second and Last Box]. Rozanov V. V. Sobranie sochinenij. Listva [Collected Works. Leaves], Moscow, Saint Petersburg: Respublika, Rostok, pp. 189–364.

Schütz A. (2004). Izbrannoe: mir, svetjashhijsja smyslom [Selected Works: A World Glowing with Meaning], Moscow: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija.

Shchitsova T. V. (2006) Memento nasci: soobshhestvo i generativnyj opyt (Shtudii po jekzistencial’noj antropologii) [Memento nasci: Community and Intergenerational Experience (Studies in Existential Anthropology)], Vil’njus: EGU.

Stoeckl K. (2012). K opredeleniju ‘‘postsekuljarnogo’’ [Defining the Postsecular]. Chelovek, no. 8, pp. 51–67.

Stoeckl K., Uzlaner D. A. (2020). Pravoslavnaja teologija i politicheskaja filosofija: postsekuljarnoe v rossijskom kontekste [Orthodox Theology and Political Philosophy: The Post-Secular in the Russian Context]. Uzlaner D. A. Postsekuljarnyj povorot. Kak myslit’ o religii v XXI veke [The Postsecular Turn. How to Think about Religion in the 21st Century], Moscow: Izd-vo Instituta Gajdara, pp. 268–298.

Struve P. B. (1991). Intelligencija i revoljucija [Intelligentsia and Revolution]. Vehi. Intelligencija v Rossii [The Landmarks. Intelligentsia in Russia], Moscow: Molodaja gvardija, pp. 136–152.

Sudakov A. K. (2012). Filosofija cel’noj zhizni. Mirosozercanie I. V. Kireevskogo [Philosophy of Integral Life. I. V. Kireevsky’s Worldview], Moscow: Kanon+.

Timoshina E. V. (2023). ‘‘Tiranija cennostej’’ kak ‘‘volja k vlasti’’: k genealogii i posledstvijam cennostnogo diskursa v pravosudii [The “Tyranny of Values” as the “Will to Power”: On the Genealogy and Effects of Value Discourse in Justice]. Russian Sociological Review, vol. 22, no. 3, pp. 125–146.

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 № 400 ‘‘O Strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii’’ [Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 07/02/2021 “On the National Security Strategy of the Russian Federation”] (2021). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (date of access: 11 September 2024).

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 ‘‘Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej’’ [Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 11/19/2022 “On Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values”] (2022). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (date of access: 11 September 2024).

Uzlaner D. A. (2020). Kartografija postsekuljarnogo [Cartography of the Postsecular]. Uzlaner D. A. Postsekuljarnyj povorot. Kak myslit’ o religii v XXI veke [The Postsecular Turn. How to Think about Religion in the 21st Century], Moscow: Izd-vo Instituta Gajdara, pp. 178–211.

Volkogonova O. D. (2010). Berdjaev [Berdyaev], Moscow: Molodaja gvardija.

Weber M. (2008). Osnovnye sociologicheskie ponjatija [Soziologische Grundbegriffe]. Russian Sociological Review, vol. 7, no. 2, pp. 89–127.

Wittgenstein L. (1994). Filosofskie issledovanija [Philosophische Untersuchungen]. Wittgenstein L. Filosofskie raboty. Chast’ I [Philosophical Works. Part 1], Moscow: Gnozis, pp. 75–319.

Yampolskaya A. V. (2013). Fenomenologija v Germanii i Francii: problemy metoda [Phenomenology in Germany and France: Problems of the Method], Moscow: RGGU.

Zapeka O. A. (2022). Uchenie o kommjunotarnosti v tvorchestve pozdnego N. A. Berdjaeva [The Doctrine of Communotarity in the Works of the Late N. A. Berdyaev]. Vestnik slavianskikh kul’tur [Bulletin of Slavic Cultures], vol. 66, pp. 81–87.

Zen’kovskij V. V. (2001). Istorija russkoj filosofii [A History of Russian Philosophy], Moscow: Akademicheskij proekt, Raritet.

Опубликован
2024-12-05
Как цитировать
Павлов, Илья. 2024. «Вопрос о традиционных российских ценностях в перспективе онтологической герменевтики». Patria 1 (3), 23-51. https://doi.org/10.17323/3034-4409-2024-1-3-23-51.
Раздел
Традиционные ценности