Эмоциональная аксиология: как постправда меняет ценностные иерархии

  • Денис Артамонов Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (Саратов) https://orcid.org/0000-0001-8689-1948
  • Софья Тихонова Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (Саратов) https://orcid.org/0000-0003-2487-3925
Ключевые слова: эмоциональная аксиология, постправда, цифровой капитализм, эхо-камеры, общество потребления, алгоритмическая манипуляция, ценностные иерархии

Аннотация

В статье исследуется трансформация социальных ценностей под влиянием цифрового капитализма, постправды и алгоритмической манипуляции. Авторы анализируют, как эмоции становятся ключевым ресурсом в формировании иерархий значимости, вытесняя рациональность и объективную истину. Они раскрывают трансформацию социальных ориентиров под влиянием цифровых технологий, акцентируя внимание на переходе от рациональности к эмоционально-нарративным моделям восприятия. Основной фокус сделан на взаимосвязи эмоций и ценностей в контексте виртуализации общества, экономики впечатлений и кризиса традиционных институтов знания. Особое внимание уделено эволюции общества потребления, где при помощи маркетинговых инструментов осуществ­лялась эксплуатация эмоций человека. Авторы демонстрируют, как брендинг и маркетинг подменяют экзистенциальные практики символическим потреблением, порождая циклы краткосрочного удовлетворения и долгосрочного отчуждения. Ключевой темой статьи выступает также виртуализация общества, где онлайн-пространства становятся новой реальностью, замещающей физические взаимодействия. Интернет, видеоигры и социальные сети формируют «киберпротезирование» социальных связей, превращая виртуальные товары и впечатления в доминирующие ценности. Цифровая эпоха усиливает эти тенденции. Алгоритмы соцсетей, генеративные нейросети, видеоигры и эхо-камеры монетизируют внимание через эмоциональные триггеры, формируя информационные пузыри. Внутри них «альтернативные факты» и групповые нарративы заменяют объективную реальность, углубляя поляризацию. Постправда, где эмоции преобладают над фактами, разрушает доверие к институтам знания (наука, СМИ), заменяя их социально-эпистемическими аренами познания. На основе социально-философского подхода авторы анализируют механизмы, посредством которых постправда и алгоритмические цифровые платформы реконфигурируют традиционные ценностные иерархии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Abramova A. V. (2017) “Anger: The Meaning of Anti-Altruistic Emotions in Morality”, Izvestiya of Tula State University. Humanitarian Sciences, no. 1, pp. 154–160.

Artаmonov D. S. (2022) “Socio-Epistemic Arenas of Historical Cognition”, Izvestiya of Saratov University. Seriya: Philosophy. Psychology. Pedagogy, vol. 22, no. 3, pp. 238–242.

Boler M., Davis E. (2018) “The Affective Politics of the ‘Post-Truth’ Era: Feeling Rules and Networked Subjectivity”, Emotion, Space and Society, vol. 27, pp. 75–85.

Chubarov I. M., Popova T. A., Sentsova K. A. (2024) “Digital Other: Identity Issues in the Paradigm of Artificial Intelligence”, Mezhdunarodnyi Nauchno-Issledovatelskii Zhurnal, no. 3 (141), pp. 1–6.

Colleoni E., Rozza A., Arvidsson A. (2014) “Echo Chamber or Public Sphere? Predicting Political Orientation and Measuring Political Homophily in Twitter Using Big Data”, Journal of Communication, vol. 2, pp. 317–332.

Durnová A. (2019) “Unpacking Emotional Contexts of Post-Truth”, Critical Policy Studies, vol. 13, no. 4, pp. 447–450.

Fadeev A. Yu. (2023) “The Cult Environment of Society in the Connotation of Wouter Hanegraaff’s Definition of New Age”, Niva Gospodnya. Vestnik Penzenskoi Dukhovnoi Seminarii, no. 2 (28), pp. 103–111.

Grishechkina N. V., Tikhonova S. V., Ustiyantsev V. B. (2024) “Transdisciplinarity in the Problem Field of Social Philosophy: ‘Zone of Exchange’ vs ‘Socio-Epistemic Arena’”, Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, vol. 24, no. 2, pp. 128–132.

Ilyanov D. S., Chernysheva T. K., Yurevich M. A. (2020) “Sources of Economic Growth in the 21st Century: The Video Game Industry”, Theoretical and Applied Economics, no. 3, pp. 78–89.

Inshakov A. A., Egorov V. G. (2023) “The Video Game Industry: Economic Analysis and Review of Modern Research”, Post–Soviet Continent, no. 4, pp. 71–95.

Ivanov D. V. (2000) Virtualization of Society, Saint Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie.

Ivanov D. V. (2002) Virtualization of Society. Version 2.0, Saint Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie.

Izard K. E. (2021) Psychology of Emotions, Saint Petersburg: Piter.

Kalpokas I. (2019) “Affective Encounters of the Algorithmic Kind: Post-Truth and Posthuman Pleasure”, Social Media + Society, vol. 5 (2).

Korolev Yu. A., Kashapov M. N. (2021) “The Video Game Industry in the Experience Economy: Winners during the Pandemic”, Nauchnye Trudy Tsentra Perspektivnykh Ekonomicheskikh Issledovanii, no. 20, pp. 121–126.

Kozyreva L. D., Ovechkina Ya. V. (2012) “Downshifting as an Object of Sociological Analysis”, Vestnik Orlovskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Novye Gumanitarnye Issledovaniya, no. 8 (28), pp. 68–70.

Kryuchkova E. V. (2010) “New Age as a Phenomenon of Western and Russian Culture”, The Caspian Region: Politics, Economics, Culture, no. 2 (23), pp. 106–116.

Kulakov I. F. (2016) “The Phenomenon of Downshifting as a Reaction to Consumerism”, Kultura. Dukhovnost. Obshchestvo, no. 27, pp. 31–36.

Lapsley D., Chaloner D. (2020) “Post-Truth and Science Identity: A Virtue-Based Approach to Science Education”, Educational Psychologist, vol. 55 (3), pp. 132–143.

Liga M. B. (2005) “Quality of Life and Post-Materialist Values”, Polzunovskii Vestnik, no. 3, pp. 222–228.

Lisova E. V. (2008) “Downshifting: Stratification Effects”, Economic Sociology, vol. 9, no. 2, pp. 56–65.

Losevskaya S. A., Semenchenko S. V. (2022) “Merchandising Approach as an Innovation Strategy for Food Service Enterprises”, Bulletin of Michurinsk State Agrarian University, no. 2 (69), pp. 220–224.

Miroshnikov Yu. I. (2007) Axiology: The Concept of Emotivism, Yekaterinburg: Institut Filosofii i Prava UrO RAN.

Miroshnikov Yu. I. (2003). Value Consciousness and Its Structure, Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of RAS, no. 4, pp. 66–83.

Naumova E. I., Bondarev V. G. (2021) “Digital Capitalism: Network/Hierarchy, Vector”, Konfliktologiya, vol. 16, no. 2, pp. 26–35.

Oldenburg R. (2014) The Third Place: Cafés, Coffee Shops, Bookstores, Bars, Salons, and Other Hangouts as the Foundation of Community, Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie.

Paramonov G. V., Berketova L. V. (2022) “Merchandising as a Method of Attracting and Retaining Customers”, Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies, vol. 84, no. 3 (93), pp. 454–459. doi: 10.20914/2310-1202-2022-3-456-462.

Perevozchikova L. S., Chernikov M. V. (2015) “Two Trends in Modern Axiology: An Attempt at Reconciliation”, Nauchnye Diskussii, vol. 7, pp. 9–13.

Petrov A., Proncheva O. (2018) “Modeling Propaganda Battle: Decision-Making, Homophily, and Echo Chambers”, Communications in Computer and Information Science, vol. 930, pp. 197–209.

Ralyk D. V. (2024) “Development of Physical and Digital Space in Restaurant Merchandising”, Ekonomika i Predprinimatelstvo, no. 3 (164), pp. 1422–1427. doi: 10.34925/EIP.2024.164.3.280.

Ritzer G. (2011) The McDonaldization of Society 5 (transl. by A. V. Lazarev), Moscow: Praksis.

Shakurova K. U., Evtodieva T. E. (2020) “Shop Window as a Merchandising Tool”, Evraziiskii Soyuz Uchenykh, no. 1–4 (70), pp. 60–62.

Thorson E. (2013) Belief Echoes: The Persistent Effects of Corrected Misinforma­tion (http://repository.upenn.edu/edissertations/810, accessed on 07.03.2025).

Thorson E. (2016) “Belief Echoes: The Persistent Effects of Corrected Misinforma­tion”, Political Communication, vol. 33, pp. 460–480.

Tyukhtyaev A. (2022) “Traditionalism without Tradition: The Problem of Measuring New Age Spirituality”, State, Religion and Church in Russia and Worldwide, vol. 40, no. 1, pp. 293–312.

Ulyanina O. A. (2010) “The Problem of Advertising’s Influence on the Formation of Value Orientations in Modern Society: A Sociological Analysis”, Science Journal of Volgograd State University Young Scientists’ Research, iss. 8, pt. 1, pp. 65–68.

Yang Y. et al. (2023) “Do Emotions Conquer Facts? A CCME Model for the Impact of Emotional Information on Implicit Attitudes in the Post-Truth Era”, Humanities and Social Sciences Communications, vol. 10, art. 415.

Zembylas M. (2020) “The Affective Grounding of Post-Truth: Pedagogical Risks and Transformative Possibilities in Countering Post-Truth Claims”, Pedagogy, Culture & Society, vol. 28 (1), pp. 77–92.

Zhuravlev A. E. (2020) “The Economy of Impressions: Emotions as a Product”, Evropeiskii Nauchnyi Forum (Sbornik Statei VI Mezhdunarodnoi Nauchno-Prakticheskoi Konferentsii), Petrozavodsk: Mezhdunarodnyi Tsentr Nauchnogo Partnerstva “Novaya Nauka”, pp. 37–42.

Опубликован
2025-07-10
Как цитировать
Артамонов, Денис, и Софья Тихонова. 2025. «Эмоциональная аксиология: как постправда меняет ценностные иерархии». Patria 2 (3), 10-27. https://doi.org/10.17323/patria.2025.27617.
Раздел
Традиционные ценности и современные медиа

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)