Традиционные ценности: понятие и смыслы

  • Людмила Баева Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева. (Астрахань, Россия). https://orcid.org/0000-0003-0439-525X
Ключевые слова: ценности, аксиология, ценности либеральные, ценности традиционные, безопасность, устойчивость

Аннотация

Ценности определяют направленность, устремления, приоритеты социальной динамики, что позволяет рассматривать их как своеобразные проекты будущего в настоящем. Выступая ядром мировоззрения, квинтэссенцией социально-политического сознания, этнокультурного менталитета, конфессиональных традиций, этической и эстетической реальности, ценностные основания личности и общества являются важнейшим объектом исследования социогуманитарных и философских наук, изучение которого позволяет выявить смыслы и значения происходящих процессов и явлений. Одной из главных тенденций в современной ценностной динамике является столкновение либеральных и традиционных ценностей, которое отражается в противостоянии и взаимодействии стран Европы и Азии, Запада и Востока и усиливается в условиях цивилизационных разломов. Современный глобальный мир столкнулся с грандиозным по значимости противостоянием ценностных систем традиционного и либерального типов цивилизаций. И современные социальные конфликты, и противостояние цивилизаций – это во многом конфликты ценностных систем, ценностной идентичности, ценностных суверенитетов. В рамках исследования ставится задача уточнения содержательного наполнения понятия «традиционные ценности», роль которого в современном российском обществе и социогуманитарном знании продолжает возрастать. Для этого последовательно решаются ряд задач: общая характеристика основных подходов к пониманию сущности ценностей, формирование типологии ценностей, исследование содержания и смысла понятий «традиционные» и «либеральные» ценности, уточнение границ и содержательного наполнения понятия традиционных ценностей. На основе различных подходов к пониманию ценностей и построению их типологии представлен экзистенциально-аксиологический подход, позволяющий дать уточненную дефиницию традиционных ценностей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Людмила Баева, Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева. (Астрахань, Россия).

Доктор философских наук, профессор.
Проректор по научной деятельности и приоритетным проектам.

Литература

Anisimov S. F. (1970). Cennosti real’nye i mnimye [Real and Imaginary Values], Moscow: Mysl’.

Baeva L. V. (2004). Cennostnye osnovaniya individual’nogo bytiya: opyt ekzistencial’noj aksiologii [The Value Foundations of Individual Existence: the Experience of Existential Axiology], Moscow: Prometej.

Berdyaev N. A. (1923). Filosofiya neravenstva. Pis’ma k nedrugam po social’noj filosofii [The Philosophy of Inequality. Letters to the Enemies on Social Philosophy], Berlin: Obelisk.

Berdyaev N. A. (1989). Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva [The philosophy of Freedom. The Meaning of the Creative Act], Moscow: Pravda.

Berger P., Luckmann T. (1995). Social’noe konstruirovanie real’nosti. Traktat po sociologii znaniya [Social Construction of Reality. A Treatise on the Sociology of Lnowledge], Moscow: Medium.

Brentano F. (2000). O proiskhozhdenii nravstvennogo poznaniya [On the Origin of Moral Knowledge], Saint Petersburg: Aletejya.

Dewey J. (2001). Rekonstrukciya v filosofii [Reconstruction in philosophy], Moscow: Logos.

Frankl V. (2000). Volya k smyslu [The Will to Meaning], Moscow: Aprel’-Press, Izd-vo EKSMO-Press.

Freud S. (1992). Budushchee odnoj illyuzii [The Future of One Illusion], Moscow: Renessans.

Fromm E. (1999), Revolyuciya nadezhdy [The Revolution of Hope], Saint Petersburg: YUventa.

Hartman N. (1935). Ethik. Berlin und Leipzig: De Gruyter.

Heidegger M. (1993). Vremya kartiny mira [The Age of the World Picture], Moscow: Respublika, pp. 41–63.

Hildebrand D. von (2001). Etika [Ethics], Saint Petersburg: Aletejya.

Hobsbawm E., Ranger T. (1983). The Invention of Tradition, Cambridge: Cambridge University Press.

Hofstede G. (2011). Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture. Unit 2. URL: http://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/8 (date of access: 2 November 2024).

Hume D. (1995). Issledovanie o chelovecheskom razumenii [An Enquiry Concerning Human Understanding], Moscow: Progress.

Inglehart R., Welzel K. (2011). Modernizaciya, kul’turnye izmeneniya i demokratiya: Posledovatel’nost’ chelovecheskogo razvitiya [Modernization, Cultural Change and Democracy: The Sequence of Human Development], Moscow: Novoe izdatel’stvo.

Kagan M. S. (1974). CHelovecheskaya deyatel’nost’ [Human Activity], Moscow: Politizdat.

Kant I. (1980). Traktaty i pis’ma [Treatises and Letters], Moscow: Nauka.

Losskij N. O. (1931). Cennost’ i Bytie. Bog i Carstvo Bozhie kak osnova cennostej [Value and Existence: God and the Kingdom of God as the Basis of Values], Paris: YMCA-PRESS.

Losskij N. O. (1999). Bog i mirovoe zlo [God and the World Evil], Moscow: Terra, Respublika.

Lotze G. R. (1882). Osnovaniya prakticheskoj filosofii [The Metaphysical Foundations of Matter and Mind]. Saint Petersburg: Tipografiya M. I. Rumsha.

Nasbit J. (2003). Megatrendy [Megatrends], Moscow: AST.

Nasbit J. (2005). Vysokaya tekhnologiya, glubokaya gumannost’: Tekhnologii i nashi poiski smysla [High Technology, Deep Humanity: Technology and Our Search for Meaning], Moscow: AST: Trayuitkniga.

Perry R. B. (1926). General theory of Value, New York.

Rickert G. (1911). Nauki o prirode i nauki o kul’ture [Natural Sciences and Cultural Sciences], Saint Petersburg: Obrazovanie.

Rokeach M. (1973). The Nature of Human Values, New York: Free Press.

Rozov M. A. (1987). Problema cennostej i razvitie nauki [The problem of values and the development of science]. Nauka i cennosti, Novosibirsk: Nauka.

Sartre J.-P. (2002). Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoj ontologii [Being and Nothingness: An Essay on Phenomenological Ontology], Moscow: Respublika.

Scheler M. (1994). Formalizm v etike. Izbrannye proizvedeniya [Formalism in Ethics], Moscow: Gnozis, pp. 259–339.

Schopenhauer A. (1992). Mir kak volya i predstavlenie [The World as Will and Representation], Moscow: Nauka.

Shils Е. (1981). Tradition, London, Boston: Faber & Faber.

Simmel G. (1996). Izbrannoe. Sozercanie zhizni [Selected Works. Contemplation of Life], Moscow: Urist.

Solov’ev Vl. (1994). Chteniya o bogochelovechestve. Stat’i. Stihotvoreniya i poema. Iz ‘‘Trekh razgovorov’’: Kratkaya povest’ ob Antihriste [Readings on God-Manhood. Articles. Poems and a Poem. From “Three Conversations”: A Short Story about the Antichrist], Saint Petersburg: Hudozhestvennaya Literatura.

Stolovich L. N. (1994). Krasota. Dobro. Istina: Ocherk istorii esteticheskoj aksiologii [Beauty. Goodness. Truth: An Essay on the History of Aesthetic Axiology], Moscow: Respublika.

Tugarinov V. P. (1960). O cennostyah zhizni i kul’tury [About the values of life and culture], Leningrad: Izd-vo LGU.

Volodin K. A. (2022). Zarubezhnaya praktika pozitivnoj diskriminacii [Foreign Practice of Positive Discrimination]. Politika i Obshchestvo, no. 1, pp. 30–36.

Weber M. (1990). Izbrannye proizvedeniya [Selected Papers], Moscow: Progress.

Welzel K. P., Inglehart R. F. (2015). Politicheskaya kul’tura, massovye ubezhdeniya i izmeneniya cennostej [Political Culture, Mass Beliefs and Changes in Values]. Demokratizaciya [Democatization] (ed. by C. Haerpfer, P. Bernhagen, R. F. Inglehart, and C. Welzel), Moscow: Izdatel’skij dom VSHE, pp. 233–261.

Windelband V. (1904). Prelyudii: Filosofskie rechi i stat’I [Preludes: Philosophical Speeches and Articles], Saint Petersburg: Izdanie D. E. ZHukovskogo.

Windelband V. (1993). Filosofiya v nemeckoj duhovnoj zhizni XIX stoletiya [Philosophy in the German Spiritual Life of the XIX Century], Moscow: Nauka.

Опубликован
2024-12-05
Как цитировать
БаеваЛюдмила. 2024. «Традиционные ценности: понятие и смыслы». Patria 1 (3), 8-22. https://doi.org/10.17323/3034-4409-2024-1-3-8-22.
Раздел
Традиционные ценности