Традиционные ценности: понятие и смыслы
Аннотация
Ценности определяют направленность, устремления, приоритеты социальной динамики, что позволяет рассматривать их как своеобразные проекты будущего в настоящем. Выступая ядром мировоззрения, квинтэссенцией социально-политического сознания, этнокультурного менталитета, конфессиональных традиций, этической и эстетической реальности, ценностные основания личности и общества являются важнейшим объектом исследования социогуманитарных и философских наук, изучение которого позволяет выявить смыслы и значения происходящих процессов и явлений. Одной из главных тенденций в современной ценностной динамике является столкновение либеральных и традиционных ценностей, которое отражается в противостоянии и взаимодействии стран Европы и Азии, Запада и Востока и усиливается в условиях цивилизационных разломов. Современный глобальный мир столкнулся с грандиозным по значимости противостоянием ценностных систем традиционного и либерального типов цивилизаций. И современные социальные конфликты, и противостояние цивилизаций – это во многом конфликты ценностных систем, ценностной идентичности, ценностных суверенитетов. В рамках исследования ставится задача уточнения содержательного наполнения понятия «традиционные ценности», роль которого в современном российском обществе и социогуманитарном знании продолжает возрастать. Для этого последовательно решаются ряд задач: общая характеристика основных подходов к пониманию сущности ценностей, формирование типологии ценностей, исследование содержания и смысла понятий «традиционные» и «либеральные» ценности, уточнение границ и содержательного наполнения понятия традиционных ценностей. На основе различных подходов к пониманию ценностей и построению их типологии представлен экзистенциально-аксиологический подход, позволяющий дать уточненную дефиницию традиционных ценностей.
Скачивания
Литература
Anisimov S. F. (1970). Cennosti real’nye i mnimye [Real and Imaginary Values], Moscow: Mysl’.
Baeva L. V. (2004). Cennostnye osnovaniya individual’nogo bytiya: opyt ekzistencial’noj aksiologii [The Value Foundations of Individual Existence: the Experience of Existential Axiology], Moscow: Prometej.
Berdyaev N. A. (1923). Filosofiya neravenstva. Pis’ma k nedrugam po social’noj filosofii [The Philosophy of Inequality. Letters to the Enemies on Social Philosophy], Berlin: Obelisk.
Berdyaev N. A. (1989). Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva [The philosophy of Freedom. The Meaning of the Creative Act], Moscow: Pravda.
Berger P., Luckmann T. (1995). Social’noe konstruirovanie real’nosti. Traktat po sociologii znaniya [Social Construction of Reality. A Treatise on the Sociology of Lnowledge], Moscow: Medium.
Brentano F. (2000). O proiskhozhdenii nravstvennogo poznaniya [On the Origin of Moral Knowledge], Saint Petersburg: Aletejya.
Dewey J. (2001). Rekonstrukciya v filosofii [Reconstruction in philosophy], Moscow: Logos.
Frankl V. (2000). Volya k smyslu [The Will to Meaning], Moscow: Aprel’-Press, Izd-vo EKSMO-Press.
Freud S. (1992). Budushchee odnoj illyuzii [The Future of One Illusion], Moscow: Renessans.
Fromm E. (1999), Revolyuciya nadezhdy [The Revolution of Hope], Saint Petersburg: YUventa.
Hartman N. (1935). Ethik. Berlin und Leipzig: De Gruyter.
Heidegger M. (1993). Vremya kartiny mira [The Age of the World Picture], Moscow: Respublika, pp. 41–63.
Hildebrand D. von (2001). Etika [Ethics], Saint Petersburg: Aletejya.
Hobsbawm E., Ranger T. (1983). The Invention of Tradition, Cambridge: Cambridge University Press.
Hofstede G. (2011). Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture. Unit 2. URL: http://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol2/iss1/8 (date of access: 2 November 2024).
Hume D. (1995). Issledovanie o chelovecheskom razumenii [An Enquiry Concerning Human Understanding], Moscow: Progress.
Inglehart R., Welzel K. (2011). Modernizaciya, kul’turnye izmeneniya i demokratiya: Posledovatel’nost’ chelovecheskogo razvitiya [Modernization, Cultural Change and Democracy: The Sequence of Human Development], Moscow: Novoe izdatel’stvo.
Kagan M. S. (1974). CHelovecheskaya deyatel’nost’ [Human Activity], Moscow: Politizdat.
Kant I. (1980). Traktaty i pis’ma [Treatises and Letters], Moscow: Nauka.
Losskij N. O. (1931). Cennost’ i Bytie. Bog i Carstvo Bozhie kak osnova cennostej [Value and Existence: God and the Kingdom of God as the Basis of Values], Paris: YMCA-PRESS.
Losskij N. O. (1999). Bog i mirovoe zlo [God and the World Evil], Moscow: Terra, Respublika.
Lotze G. R. (1882). Osnovaniya prakticheskoj filosofii [The Metaphysical Foundations of Matter and Mind]. Saint Petersburg: Tipografiya M. I. Rumsha.
Nasbit J. (2003). Megatrendy [Megatrends], Moscow: AST.
Nasbit J. (2005). Vysokaya tekhnologiya, glubokaya gumannost’: Tekhnologii i nashi poiski smysla [High Technology, Deep Humanity: Technology and Our Search for Meaning], Moscow: AST: Trayuitkniga.
Perry R. B. (1926). General theory of Value, New York.
Rickert G. (1911). Nauki o prirode i nauki o kul’ture [Natural Sciences and Cultural Sciences], Saint Petersburg: Obrazovanie.
Rokeach M. (1973). The Nature of Human Values, New York: Free Press.
Rozov M. A. (1987). Problema cennostej i razvitie nauki [The problem of values and the development of science]. Nauka i cennosti, Novosibirsk: Nauka.
Sartre J.-P. (2002). Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoj ontologii [Being and Nothingness: An Essay on Phenomenological Ontology], Moscow: Respublika.
Scheler M. (1994). Formalizm v etike. Izbrannye proizvedeniya [Formalism in Ethics], Moscow: Gnozis, pp. 259–339.
Schopenhauer A. (1992). Mir kak volya i predstavlenie [The World as Will and Representation], Moscow: Nauka.
Shils Е. (1981). Tradition, London, Boston: Faber & Faber.
Simmel G. (1996). Izbrannoe. Sozercanie zhizni [Selected Works. Contemplation of Life], Moscow: Urist.
Solov’ev Vl. (1994). Chteniya o bogochelovechestve. Stat’i. Stihotvoreniya i poema. Iz ‘‘Trekh razgovorov’’: Kratkaya povest’ ob Antihriste [Readings on God-Manhood. Articles. Poems and a Poem. From “Three Conversations”: A Short Story about the Antichrist], Saint Petersburg: Hudozhestvennaya Literatura.
Stolovich L. N. (1994). Krasota. Dobro. Istina: Ocherk istorii esteticheskoj aksiologii [Beauty. Goodness. Truth: An Essay on the History of Aesthetic Axiology], Moscow: Respublika.
Tugarinov V. P. (1960). O cennostyah zhizni i kul’tury [About the values of life and culture], Leningrad: Izd-vo LGU.
Volodin K. A. (2022). Zarubezhnaya praktika pozitivnoj diskriminacii [Foreign Practice of Positive Discrimination]. Politika i Obshchestvo, no. 1, pp. 30–36.
Weber M. (1990). Izbrannye proizvedeniya [Selected Papers], Moscow: Progress.
Welzel K. P., Inglehart R. F. (2015). Politicheskaya kul’tura, massovye ubezhdeniya i izmeneniya cennostej [Political Culture, Mass Beliefs and Changes in Values]. Demokratizaciya [Democatization] (ed. by C. Haerpfer, P. Bernhagen, R. F. Inglehart, and C. Welzel), Moscow: Izdatel’skij dom VSHE, pp. 233–261.
Windelband V. (1904). Prelyudii: Filosofskie rechi i stat’I [Preludes: Philosophical Speeches and Articles], Saint Petersburg: Izdanie D. E. ZHukovskogo.
Windelband V. (1993). Filosofiya v nemeckoj duhovnoj zhizni XIX stoletiya [Philosophy in the German Spiritual Life of the XIX Century], Moscow: Nauka.
Copyright (c) 2024 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

