Тезис о всесубъективности Бога в философии религии Линды Загзебски
Аннотация
Статья посвящена обсуждению оригинального понимания атрибута всеведения, которое представлено в работах современного философа религии и эпистемолога Линды Загзебски. Исследование основано преимущественно на критическом прочтении монографии «Всесубъективность: эссе о Боге и субъективности», а также статей и материалов лекций Загзебски. В частности, автор рассматривает концептуальные причины, заставляющие Загзебски вводить понятие «всесубъективность», которое призвано обозначить способность Бога испытывать опыт «от первого лица» любого сознательного разумного существа. Рассматриваются два основных довода в пользу постулированния данного атрибута: аргумент от философии сознания, выводимый из мысленного эксперимента Ф. Джексона, а также аргумент от семантики индексикалов, основанный на идеях Дж. Пэрри. После этого оцениваются четыре модели всесубъективности, предлагаемые Загзебски: модель эмпатии, перцептуальная модель, панэнтеизм и метафора света. Далее автор разбирает возможные теологические следствия, связанные с постулированием атрибута всесубъективности. В связи с этим отдельно обсуждаются смысл молитвы, божественного провидения и любви, а также религиозной морали и божественного суда. Описав концепцию Загзебски, автор разрабатывает ряд критических аргументов, при помощи которых обосновывает необязательный характер атрибута всесубъективности. Первый контраргумент основан на идеях Ч. Макинтоша по поводу религиозной онтологии. Второй контраргумент основан на представлении У. Мандера о том, что субъективный опыт не является формой знания с божественной перспективы. Наконец, третий критический довод основан на идее, что мыслимы когнитивные состояния, которые было бы противоречиво приписывать Богу.
Скачивания
Литература
Aerts S. (2018). Interview with Professor Linda Zagzebski. Available at: https://hiw.kuleuven.be/en/study/alumni/alumni-news/zagzebski (date of access: 20 November 2024).
Augustine (2010). On the Free Choice of the Will, on Grace and Free Choice, and Other Writings (transl. by P. King), Cambridge University Press.
Augustine (2014). Expositions on the Book of Psalms. In The Complete Ante-Nicene & Nicene and Post-Nicene Church Fathers Collection (ed. by P. Schaff), London: Catholic Way Publishing.
Baker L. R. (2013). Naturalism and the First-Person Perspective, New York: Oxford University Press.
Boethius (2015). On the Consolation of Philosophy (transl. by H. R. James). Available at: https://standardebooks.org/ebooks/boethius/the-consolation-of-philosophy/h-r-james/text (date of access: 20 November 2024).
Engel M. (1992). Personal and Doxastic Justification in Epistemology. Philosophical Studies, vol. 67, no. 2, pp. 133–150.
Green A. (2017). Omnisubjectivity and Incarnation. Tapoi, vol. 36, no. 4, pp. 693–701.
Heylen J. (2024). Divine Omniscience: Complete Knowledge or Supreme Knowledge? Ontology of Divinity (ed. by M. Szatkowski), De Gruyter, pp. 109–124.
Jackson F. (1982). Epiphenomenal Qualia. Philosophical Quarterly, no. 32 (April), pp. 127–136.
MacArthur J. (2011). Alone with God: Rediscovering the Power and Passion of Prayer, Colorado Springs (CO): David C Cook.
Mander W. J. (2002). Does God Know What It is Like to be Me? The Heythrop Journal, vol. 43, no. 4, pp. 430–443.
McIntosh C. (2015). Linda Zagzebski. Omnisubjectivity: A Defense of a Divine Attribute. European Journal for Philosophy of Religion, vol. 7, no. 4, pp. 254–258.
Millière R. (2014). Is God a Zombie? Divine consciousness and omnipresence. International Journal of Philosophy and Theology, vol. 75, no. 1, pp. 38–54.
Origen (1947). On Prayer (trans. by W. A. Curtis), Grand Rapids (MI): Christian Classics Ethereal Library.
Perry J. (1979). The Problem of the Essential Indexical. Nous, no 13, 1. pp. 3–21.
Piper J. (2004). When I Don’t Desire God: How to Fight for Joy, Wheaton (IL): Crossway Books.
Swinburne R. (1977). The Coherence of Theism, Oxford: Clarendon Press. Hartshorne, Charles.
Wierenga E. (2008). Omniscience. The Oxford Handbook of Philosophical Theology (ed. by T. P. Flint & M. Rea), New York: Oxford University Press.
Zagzebski L. (2007). Omniscience. The Routledge Companion to Philosophy of Religion, New York: Routledge, pp. 261–270.
Zagzebski L. (2008) Omnisubjectivity. Oxford Studies in Philosophy of Religion, vol. 1, pp. 231–248.
Zagzebski L. (2013) Omnisubjectivity: A Defense of a Divine Attribute. Aquinas Lecture 2013, Milwaukee: Marquette University Press.
Zagzebski L. (2016). Omnisubjectivity: Why It Is a Divine Attribute. Nova et vetera, vol. 14, no. 2, pp. 435–450.
Zagzebski L. (2023). Omnisubjectivity: An Essay on God and Subjectivity, New York (NY): Oxford University Press.
Copyright (c) 2024 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.