Тезис о всесубъективности Бога в философии религии Линды Загзебски
Abstract
Статья посвящена обсуждению оригинального понимания атрибута всеведения, которое представлено в работах современного философа религии и эпистемолога Линды Загзебски. Исследование основано преимущественно на критическом прочтении монографии «Всесубъективность: эссе о Боге и субъективности», а также статей и материалов лекций Загзебски. В частности, автор рассматривает концептуальные причины, заставляющие Загзебски вводить понятие «всесубъективность», которое призвано обозначить способность Бога испытывать опыт «от первого лица» любого сознательного разумного существа. Рассматриваются два основных довода в пользу постулированния данного атрибута: аргумент от философии сознания, выводимый из мысленного эксперимента Ф. Джексона, а также аргумент от семантики индексикалов, основанный на идеях Дж. Пэрри. После этого оцениваются четыре модели всесубъективности, предлагаемые Загзебски: модель эмпатии, перцептуальная модель, панэнтеизм и метафора света. Далее автор разбирает возможные теологические следствия, связанные с постулированием атрибута всесубъективности. В связи с этим отдельно обсуждаются смысл молитвы, божественного провидения и любви, а также религиозной морали и божественного суда. Описав концепцию Загзебски, автор разрабатывает ряд критических аргументов, при помощи которых обосновывает необязательный характер атрибута всесубъективности. Первый контраргумент основан на идеях Ч. Макинтоша по поводу религиозной онтологии. Второй контраргумент основан на представлении У. Мандера о том, что субъективный опыт не является формой знания с божественной перспективы. Наконец, третий критический довод основан на идее, что мыслимы когнитивные состояния, которые было бы противоречиво приписывать Богу.