«От марксизма к идеализму» —  и к религиозному поиску: траектория движения критических марксистов начала и третьей четверти XX века

  • Юлия Попова Колледж городских предпринимателей (Санкт-Петербург)
Ключевые слова: критический марксизм, идеализм, интеллигенция, Булгаков, Бердяев, Ильенков, Батищев

Аннотация

В статье предпринимается попытка наметить линию преемственности между критическим марксизмом начала XX века и третьей четверти столетия. Автор показывает, как представители критического, или легального, марксизма (Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Михаил Туган-Барановский) увлеклись марксизмом, пытаясь найти в нем выход из общественно-политического кризиса и ответ на «вечный» вопрос русской интеллигенции: «Что делать?». Критические марксисты стремились дополнить марксизм, или «экономический материализм», универсальной, общечеловеческой и христианской этикой. В результате это привело их к идеализму, либерализму и разочарованию в марксизме. Такое разочарование сопровождалось в том числе движением к религиозной мысли. Похожая траектория движения (от марксизма к идеализму и к религиозному поиску) повторилась в критическом марксизме периода оттепели. После господства официальной партийной идеологии вновь, как и на рубеже XIX — начала XX века, стали возникать многочисленные философские кружки, разночтения, дискуссии, ожидания и надежды на будущее. Вновь интеллигенция, состоящая в этих кружках, обратилась к этическому, нравственному и религиозному переосмыслению марксизма. Критический марксист Эвальд Ильенков и его ученик Генрих Батищев подчеркивали роль всесторонне развитой, творческой и критически мыслящей личности. Даже диалектическая логика в их подходе стала разновидностью борьбы за критически мыслящую личность, а также оптимистичной верой в прогресс и силу воспитания, культуры, образования. Ближе к концу советского проекта критические марксисты начали уделять все больше внимания идеям самосовершенствования, интерпретируя революционную практику как работу человека над собой и борьбу за повсеместное «очеловечивание» в нравственном смысле слова.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Abovin-Egides Ja., Podrabinek Ja. (1980) “Several Current Problems of the Democratic Movement in Our Country”, Poiski (https://vtoraya-literatura.com/pdf/poiski_2_1980__ocr.pdf, accessed on 19.12.2024).

“At the Religious and Philosophical Seminar” (1979), Chasy, no. 20 (samizdat.wiki/images/e/eb/ChASY20-13-Na-religiozno-filosofskom-seminare.pdf, accessed on 19.12.2024).

Bakhurst D. (1991) Consciousness and Revolution in Soviet Philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov, Cambridge: Cambridge University Press.

Batishchev G. (2015) Selected Works, Almaty: Institut filosofii, politologii i religiovedenija KNMON RK.

Berdyaev N. (1990) The Origin of Russian Communism, Moscow: Nauka.

Berdyaev N. (2008) Subjectivism and Individualism in Societal Philosophy, Moscow: Astrel’.

Bulgakov S. (1903) From Marxism to Idealism, Saint Petersburg: Obshchestvennaja pol’za.

Bulgakov S. (1993) Selected Works, in 2 vols, Moscow: Nauka.

Bulgakov S. (2009а) “Basic Problems of the Theory of Progress”, Manifestos of Russian Idealism, Moscow: Astrel’.

Bulgakov S. (2009б) Philosophy of Economy, Moscow: INR.

Chekhov A. P. (2014) Uncle Vanya, Moscow: DA!Media.

Dmitrieva N. (2007) Russian Neo-Kantianism: ‘‘Marburg’’ in Russia, Moscow: ROSSPEN.

Eaton H. (1980) “Marx and the Russians”, Journal of the History of Ideas, vol. 41, no. 1, pp. 89–112.

Fedotov G. (1992) “Tragedy of the Intelligentsia”, The Fate and Sins of Russia, Saint Petersburg: Sofija.

From the Old to the Young (1960), Munich: Izd. COPJe.

Granovsky V. (2022) “The Prophet of the Failed Reformation”, Vestnik Svjato-Filaretovskogo Instituta, vol. 43, pp. 181–198.

Ilyenkov E. (1983) Where Does Personality Begin, Moscow: Izd-vo politicheskoj literatury.

Ilyenkov E. (2020) Concept of the Ideal, vol. 3, Moscow: Kanon+: ROOI ‘‘Reabilitacija’’.

Leont’eva O. (2004) Marxism in Russia at the Turn of the 19th and 20th Centuries, Samara: Samarskij universitet.

Mezhuev V. (1997) “Evald Ilyenkov and the End of Classical Marxist Philosophy”, The Drama of Soviet Philosophy. Evald Ilyenkov: The Dialogue Book, Moscow: IF RAN.

Nethercott F. (2022) “The Intelligentsia Is Dead, Long Live the Intelligentsia! Alexander Solzhenitsyn on Soviet Dissidence and a New Spiritual Elite”, Russian Literature, vol. 130, pp. 29–50.

Novikova L. I., Sizemskaya I. N. (1999) Russian Philosophy of History: Lecture Course, Moscow: Aspekt Press.

Problems and Discussions in the Philosophy of Russia in the Second Half of the 20th Century: A Modern View (2014), V. A. Lektorsky (ed.), Moscow: ROSSPEN.

Resis A. (1970) “Das Kapital Comes to Russia”, Slavic Review, vol. 29, no. 2, pp. 219–237.

Slonimskij L. (2008) “Our Strands of Thought”, Berdyaev N. Subjectivism and Individualism in Societal Philosophy, Moscow: Astrel’.

Sokirko V. (1983) “For the Sake of Russia”, Poiski, no. 5–6 (https://vtoraya-literatura.com/pdf/poiski_5-6_chast_1_1983__ocr.pdf, accessed on 19.12.2024).

Tugan-Baranovsky М. (1996) Towards a Better Future, Moscow: ROSSPEN.

Tugan-Baranovsky M. (2010) Selected Works, Moscow: ROSSPEN.

Опубликован
2025-04-24
Как цитировать
Попова, Юлия. 2025. «„От марксизма к идеализму“ —  и к религиозному поиску: траектория движения критических марксистов начала и третьей четверти XX века». Patria 2 (2), 59-71. https://doi.org/10.17323/patria.2025.26793.
Раздел
Традиционные ценности в истории русской мысли