«Человек, почва, время»: цивилизационная концепция Малека Беннаби

  • Фарис Нофал Институт философии Российской академии наук (Москва, Россия). http://orcid.org/0000-0002-3163-4722
Ключевые слова: М. Беннаби, А. Тойнби, Л. Леви-Брюль, цивилизация, общество, культура, универсализм, редукционизм, современная мусульманская философия

Аннотация

В статье рассматривается цивилизационная концепция Малека Беннаби (1905–1973) – известного алжирского философа и общественного деятеля, выдающегося писателя и публициста. Автор анализирует два сочинения мыслителя – «Рождение общества» (1960) и «Условия возрождения» (1949) – в сравнении с теориями видных европейских культурологов начала ХХ века. Показано, что на основании систем А. Тойнби и Л. Леви-Брюля Беннаби развивает собственную апологию арабо-мусульманской цивилизации: по мнению идеолога «афроазиатизма», исламский мир ни генетически, ни структурно не отличается от европейской или китайской исторических культур. В противоположность «неподвижным» примитивным обществам, цивилизация принимает вызов религиозной или религиозно-философской доктрины и в своем развитии создает отношения между личностями, окружающей средой («почвой») и социальным опытом («временем»). Эти отношения, согласно Беннаби, последовательно проходят через три исторических периода – через эпохи «духа», «разума» и «инстинктов». В завершение статьи делается вывод о постулируемой философом неизменности сущностных черт живых цивилизаций, а также отмечается общий религиозно-философский, а не социологический характер учения мыслителя.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Фарис Нофал, Институт философии Российской академии наук (Москва, Россия).

Научный сотрудник.

Опубликован
2024-11-13
Как цитировать
Нофал, Фарис. 2024. «„Человек, почва, время“: цивилизационная концепция Малека Беннаби». Patria 1 (2), 50-61. https://doi.org/10.17323/3034-4409-2024-1-2-50-61.
Раздел
Религия и ценности