О трояком методе приращения знаний о религии

  • Всеволод Золотухин Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики» (Москва, Россия), Институт Китая и современной Азии Российской академии наук (Москва, Россия). https://orcid.org/0000-0002-4405-5543
Ключевые слова: когнитивное религиоведение, материалистическое понимание истории, история понятий, методология религиоведения, Новое время, либеральная теология

Аннотация

Данная статья выстроена в качестве лаконичного наброска, точечно характеризующего возможный методологический синтез в сфере религиоведения, который может обеспечить прирост положительного знания в этой сфере. Речь идет о взаимодополняющем использовании трех различных методов: когнитивного религиоведения, марксистского материалистического понимания истории и метода истории понятий. Когнитивное религиоведение (КР) описывает эволюционно-психологически обусловленную склонность людей к принятию религиозных верований и участию в религиозных движениях. Классический марксизм сфокусирован на политэкономических факторах функционирования религии (религия в обществе и государстве). Он рассматривает религию не как следствие эволюционного приспособления человекообразной обезьяны, а как специфически социальное явление. Метод истории понятий Р. Козеллека работает со сдвигами в гуманитарной культуре, – с изменениями представлений в философии, политологии, теологии и другими. Эти сдвиги – следствие как изменений в политэкономическом строении общества, так и социально-психологических трансформаций. Все три метода не противоречат друг другу, коль скоро применяются к тому, на чем они специализированы. КР объясняет устойчивость религиозной традиции, марксизм – ее классовые приводные ремни, история понятий – значимую частность: мировоззренческую эволюцию ее интеллектуальной верхушки. В статье предлагается пример применения указанного синтеза к объяснению особенностей философии религии немецкого идеализма.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Всеволод Золотухин, Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики» (Москва, Россия), Институт Китая и современной Азии Российской академии наук (Москва, Россия).

Доктор теологии, доцент.

Главный научный сотрудник, руководитель центра «Государство и религия в Азии».

Литература

De Wette W. M. L. (1822). Theodor oder des Zweiflers Weihe. Bildungsgeschichte eines evangelischen Geistlichen, Berlin: G. Reimer.

De Wette W. M. L. (1850). W. M. L. De Wette. Eine Idee über das Studium der Theologie (hrsg. Stieren A.), Leipzig: T. O. Weidel.

Müller F. M. (1996). Vvedenie v nauku o religii [Introduction to the Science of Religion]. Klassiki mirovogo religiovedeniya. Antologiya [Classics of World Religious Studies. Anthology] (ed. by A. N. Krasnikov), vol. 1, Moscow: Kanon+, pp. 31–143.

Feil E. (1986, 1997, 2001, 2007). Die Geschichte eines neuzeitlichen Grundbegriffs vom Frühchristentum bis zur Reformation, in 4 Bänden, Göttingen: Vandenhoeck & Rupprecht.

Fichte J. G. (1845). Johann Gottlieb Fichte’s sämmtliche Werke, Bd. 5, Abth. 2, B. Zur Religionsphilosophie, Berlin: Weit & Comp.

Kelle V. Zh., Koval’zon M. Ya. (1969). Kurs istoricheskogo materializma [A Course of Historical Materialism], Moscow: Vysshaya shkola.

Kolkunova K. A. (2014). Religiovedenie bez religii: sovremennye podhody k opredeleniyu religii [Religious Studies Without Religion: Defining Religion Today]. 750 opredelenij religii: istoriya simvolizacij i interpretacij [750 Definitions of Religion: A History of Symbolizations and interpretations] (ed. by E. I. Arinin), Vladimir: VlGU, pp. 197–221.

Koselleck R. (1974). Einleitung. Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland (hrsg. von O. Brunner, W. Conze, R. Koselleck), Bd. 1, A–D, Stuttgart: Ernst Klett, S. XIII–XXVII.

Koselleck R. (2006). Begriffsgeschichten, Frankfurt a. M.: Suhrkamp Verlag

Mannhardt W. (1865). Roggenwolf und Roggenhund. Beitrag zur germanischen Sittenkunde, Danzig: Verlag von Constantin Ziemssen.

Mannhardt W. (1868). Die Korndämonen. Beitrag zur germanischen Sittenkunde, Berlin: F. Dümmler’s Verlagsbuchhandlung.

Mannhardt W. (1875). Wald- und Feldkulte. Erster Teil. Der Baumkultus der Germanen und ihrer Nachbarstämme, Berlin: Gebrüder Borntraeger.

Molendijk A. (2016). Friedrich Max Müller and the Sacred Books of the East, New York: Oxford University Press.

Palmer D. A. (2017). Is Chinese (Lack of) Religion Exceptional? Religious Cognition in China. “Homo Religiosus” and the Dragon (ed. by R. G. Hornbeck, J. L. Barrett, M. Kang), New York: Springer, pp. 17–34.

Paul G. S. (2009). The Chronic Dependence of Popular Religiosity upon Dysfunctional Psychosociological Conditions. Evolutionary Psychology, vol. 7, no. 3, pp. 398–441.

Philosophisches Journal einer Gesellschaft Teutscher Gelehrten (1798), Bd. 8, Heft 1. Jena: C. E. Gabler.

Pollack D. (2016). Religion und gesellschaftliche Differenzierung: Studien zum religiösen Wandel in Europa und den USA III, Tübingen: Mohr Siebeck.

Rudolph K. (1992). Geschichte und Probleme der Religionswissenschaft, Leiden: Brill.

Schleiermacher F. (1830). Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche im Zusammenhange dargestellt, Berlin: G. Reimer.

Опубликован
2024-11-13
Как цитировать
Золотухин, Всеволод. 2024. «О трояком методе приращения знаний о религии». Patria 1 (2), 8-24. https://doi.org/10.17323/3034-4409-2024-1-2-8-24.
Раздел
Религия и ценности