«Человек, почва, время»: цивилизационная концепция Малека Беннаби
Аннотация
В статье рассматривается цивилизационная концепция Малека Беннаби (1905–1973) – известного алжирского философа и общественного деятеля, выдающегося писателя и публициста. Автор анализирует два сочинения мыслителя – «Рождение общества» (1960) и «Условия возрождения» (1949) – в сравнении с теориями видных европейских культурологов начала ХХ века. Показано, что на основании систем А. Тойнби и Л. Леви-Брюля Беннаби развивает собственную апологию арабо-мусульманской цивилизации: по мнению идеолога «афроазиатизма», исламский мир ни генетически, ни структурно не отличается от европейской или китайской исторических культур. В противоположность «неподвижным» примитивным обществам, цивилизация принимает вызов религиозной или религиозно-философской доктрины и в своем развитии создает отношения между личностями, окружающей средой («почвой») и социальным опытом («временем»). Эти отношения, согласно Беннаби, последовательно проходят через три исторических периода – через эпохи «духа», «разума» и «инстинктов». В завершение статьи делается вывод о постулируемой философом неизменности сущностных черт живых цивилизаций, а также отмечается общий религиозно-философский, а не социологический характер учения мыслителя.
Скачивания
Литература
Al-Bahī M. (1957). Al-Fikr al-ʾislāmī al-hadīṯ wa ṣilatu-hu bi-l-istiʿmār al-ġarbī [Modern Islamic Thought and its Relations with Western Occupation], Cairo: Maktabat Wahbah.
Benlahsen B. (2017). Social’no-intellektual’nye osnovy podhoda Maleka Bennabi k civilizacii [Social and Intellectual Principles of Malek Bennabi’s Approach to Civilizations], Kiev: Ansar Foundation.
Bennabi M. (1986a). Mīlād al-muǧtamaʿ [Naissance d’une Société], Damascus: Dār al-Fikr.
Bennabi M. (1986b) Šurūṭ al-nahḍah [Les Conditions de la Renaissance], Damascus: Dār al-Fikr.
Bouthoul G. (1930). Ibn-Khaldoun. Sa Philosophie Sociale, Paris: Librairie Orientaliste Paul Geuthner.
Frolova E. A. (2016). Diskurs arabskoj filosofii [The Discourse of Arabic Philosophy], Moscow: Sadra, YSK.
Ibn ʿAsākir (1995). Taʾrīẖ Dimašq [The History of Damascus], vol. 10, Beirut: Dār al-Fikr.
Ibn H̱aldūn (2005). Al-Muqaddiamah [The Prolegomena], vol. 1, Casablanca: Bayt al- Funūn.
Al-Išbīlī ʾAbū Muḥammad. Al-Ǧamʿ bayn al-Ṣaḥīḥayn [Matching between Ṣaḥīḥs], vol. 4, Riyadh.
Al-Janabi M. M. (2019). Politicheskaja ideja sovremennogo islamskogo reformatorstva [The Political Idea of Islamic Reform]. Asiatica: Trudy po Filosofii i Kulturam Vostoka, vol. 13, pp. 78–97.
Lévy-Bruhl L. (2015а). Pervobytnoe myshlenie [La Mentalité Primitive]. Moscow: Akademicheskiy proekt.
Lévy-Bruhl L. (2015б) Sverh’estestvennoe i priroda v pervobytnom myshlenii [Le Surnaturel et la Nature dans la Mentalité Primitive]. Moscow: Akademicheskiy proekt.
Lewis C. S. (2017). Ob’edinennye duhom i ljubov’ju [The Latin Letters of C. S. Lewis]. Moscow: Nikeja.
Al-Ṭabarānī S. (2012). Al-Muʿǧam al-awsaṭ [The Middle Dictionary], vol. 3, Beirut: Dār al-kutub al-ʿilmiyyah.
Toynbee A. J. (2009). Issledovaniye istoriyi [A Study of History], Moscow: AST.
Al-Ḏahabī Š. (2001). Siyar aʿlām al-nubalāʾ [Noble People Biographies], vol. 1, Beirut: Muʼassasat al-Risālah.
Copyright (c) 2024 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.