О современности и своевременности традиционных ценностей
Аннотация
Статья обращается к актуальной дискуссии о ценностях вообще и о традиционных духовно-нравственных ценностях в частности с позиций современной социальной философии. Цель исследования состоит в том, чтобы показать современность, своевременность и непротиворечивость традиционных ценностей в конкретно-исторической ситуации. Для этого автор вычленяет наиболее значимые аспекты в рефлексии о понятии, делая акцент на социальной мысли последних нескольких десятилетий. Результатом этого становится экспликация специфического понимания ценностей как автономии, лишь контекстуально определяемой обстоятельствами. Социально-философский дискурс о ценностях пересекается с дискурсами, более привычными для философии, т. е. аксиологическим, политическим, этическим или эстетическим, но не совпадает с ними полностью. Поводом для его актуализации стали исторические события, но в основе лежат теоретические противоречия, с которыми столкнулась сама философия. В статье дается очерк положения ценностей в социально-гуманитарной мысли и деконструируются некоторые основания по умолчанию предлагаемой глобализованной мыслью иерархии ценностей. Автор также демонстрирует, что постановка вопроса о ценностях в национальном контексте не противоречит теоретическим основаниям и задачам философии. Напротив, потребность в философии, в т. ч. социальной, для постановки и ответа на вопрос о ценностях лишь увеличивается. Исходя из априорной самоценности традиционных духовно-нравственных ценностей, автор делает вывод, что одна из важнейших задач социальной философии состоит в том, чтобы актуализировать их содержание и способы практического встраивания в современную жизнь в соответствии с духом и потребностями времени.
Скачивания
Литература
Adams M. (2003) The Reflexive Self and Culture: A Critique // British Journal of Sociology, vol. 54, no. 2, pp. 221–238.
Artemyeva O. V. (2024). Problema moral’noj identichnosti [The Problem of Moral Identity]. Chelovek [The Human Being], vol. 35, no. 2, pp. 7–26.
Beck U. (2008). Kosmopoliticheskoe mirovozzrenie [Cosmopolitan Vision], Moscow: Tsentr issledovanij postindustrial’nogo obshchestva.
Chaly V. A. (2024). Kant i “morskaya bolezn’” sovremennosti [Kant and “Seasickness” of Modernity]. Kantian Journal, vol. 43, no. 1, pp. 76–102.
Cheek T., Ownby D. (2018). Make China Marxist Again. Dissent, Fall 2018. Available at: https://www.dissentmagazine.org/article/making-china-marxist-again-xi-jinping-thought/ (accessed 12 July 2024).
Douglas R. B. (2012). John Rawls and the Revival of Political Philosophy: Where Does He Leave Us? Theoria: A Journal of Social and Political Theory, vol. 59, no. 133, pp. 81–97.
Ferrando F. (2022). Filosofskij postgumanizm [Philosophical Posthumanism], Moscow: HSE University Press.
Fishman L. G., Martyanov V. S. (2022). Esli ne urok, to proekt [If not a Lesson, than a Project]. Russia in Global Affairs, vol. 20, no. 4, pp. 66–85.
Friedman T. (2005). The World is Flat: A Brief History of the Twenty-First Century, New York: Farrar, Straus and Giroux.
Guerot U., Ritz H. (2024). Endshpil’ Evropa: Pochemu poterpel neudachu politicheskij proekt Evropa b kak snova nachat’ o nyom mechtat’ [Endspiel Europa. Warum das politische Projekt Europa gescheitert ist – und wie Wir wieder davon Träumen können], Moscow: Gnosis.
Giddens A. (2004). Uskol’zayushschiuj mir: kak globalizatsiya menyaet nashu zhizn’ [Runaway World. How Globalisation is Reshaping Our Lives], Moscow: Ves’ Mir.
Gottfried P. (2009). Strannaya smert’ marksizma [The Strange Death of Marxism. The European Left in the New Millenium], Moscow: IRISEN, Mysl’.
Berman M. (2020). Vsyo tverdoe rastvoryaetsya v vozdukhe. Opyt modernosti [All That Is Solid Melts Into Air: The Experience of Modernity], Moscow: Horizontal’.
Guseynov A. A. (2024). Prakticheskaya filosofiya: traditsiya i sovremennye tendentsii [Practical Philosophy: Tradition and Modern Tendencies]. Prakticheskaya i prikladnaya filosofiya [Practical and Applied Philosophy] (ed. by A. A. Guseynov), Moscow, Saint-Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, pp. 11–37.
Habermas J. (2022). Teoriya kommunikativnogo dejstviya [Theory of Communicative Action], Moscow: Ves’ Mir.
Kosmarsky A. (2023). Turtsiya [Turkey]. Vedushchie mirovye intellektyalu o budushchem [Leading World Intellectuals about the Future] (ed. by V. A. Kurennoj), Moscow: National Research University Higher School of Economics, pp. 169–182.
Kurennoj V. A. (2023). Vedushchie mirovye intellektyalu o budushchem [Leading World Intellectuals about the Future], Moscow: National Research University Higher School of Economics.
Laslett P. (1956). Introduction. Philosophy, Politics and Society: First Series (ed. by P. Laslett), Cambridge: Cambridge University Press, pp. i–xv.
Latour B. (2023). Why Critique Run Out of Steam? From Matters of Fact to Matters of Concern. Logos, vol. 33, no. 5, pp. 29–64.
Lipovetsky G. (2024). Imperiya efemernogo. Moda i ee sud’ba b sovremennom obshchestve [L’empire de l’éphémère: la mode et son destin dans les sociétés modernes], Moscow: New Literary Observer.
Mazzucato M. (2020). Vseobshchaya tsennost’. Sozdanie i izyatie v global’noy ekonomike [The Value of Everything. Making and Taking in the Global Economy (an excerpt)]. Journal of Economic Sociology [Ekonomicheskaya sotsiologiya], vol. 21, no. 5, pp, 39–57.
McGrew A. (2007). Globalization in Hard Times: Contention in the Academy and Beyond. The Blackwell Companion to Globalization (ed. by G. Ritzer), Malden (MA): Blackwell Publ., pp. 29–53.
Mearsheimer J. (2024). “Amerikantsy – vot real’naya problema”. Beseda s Leksom Fridmanom [“The Americans are a Real Problem”. A Conversation with Lex Fridman]. Logos, vol. 34, no. 2, pp. 21–60.
Moraru Ch. (2023). Flat Aesthetics. Twenty-First-Century American Fiction and the Making of the Contemporary, New York – London – Oxford – New Delhi – Sydney: Bloomsburry Academic.
Pavlov A. V. (2018). The Parallaxes of the Fox: Towards Definition of the Subject and Status of Social Philosophy. Russian Sociological Review, vol. 17, no. 3, pp. 149–172.
Politov A. V. (2016). The Phenomenon of the Trace in the Philosophy of Jacques Derrida and Its Ontological Interpretation. Bulletin of the Perm National Research University. Culture. History. Philosophy. Law, no. 4, pp. 93–102.
Reckwitz A. (2023). The Theory of Society as a Tool // Reckwitz A., Rosa H. Late Modernity in Crisis. Why We Need a Theory of Society, Cambridge, Hoboken: Polity Press, pp. 9–94.
Rickert H. (1998). On the Concept of Philosophy // Rickert H. Natural Sciences and Cultural Sciences, Moscow: Respublica, pp. 15–42.
Ritz H. (2023). Bor’ba za Evropu: est’ li budushchee u evropejskoj kul’tury? [The Struggle for Europe: Does European Culture have a Future?], Moscow: KANON+ “Reabilitatsiya”.
Ritz H. (2024). «Evropejskaya komissiya seychas podobna TsK KPSS» [The European Comission is Now Like the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union]. Logos, vol. 34, no. 2, pp. 61–80.
Todd E. (2024). Desyat’ syurprizov vojny [10 Surprises of the War]. Logos, vol. 34, no. 2, pp. 1–20.
Voronin A. A. (2023). Kommunikativnaya priroda sporta [The Communicative Natuire of Sports]. Chelovek [The Human Being], vol. 34, no. 6, pp. 84–99.
Walcot P. (1996). Continuity and Tradition: The Persistence of Greek Values. Greece & Rome, vol. 43, no. 2, pp. 169–177.
Weber M. (2006). “Ob’yektivnost’” sotsial’no-nauchnogo i sotsial’no-politicheskogo poznaniya [The Objectivity of the Sociological and Socio-Political Knowledge]. Weber M. Izbrannoe: Protestantskaya etika i dukh kapitalizma [Selected Writings: The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism], Moscow: ROSSPEN, pp. 271–320.
Wildfeuer A. G. (2011). “Wert”. Neues Handbuch philosophischer Grundbegriffe. Bd. 3 (ed. by P. Kolmer, A. G. Wildfeuer), Freiburg: Verlag Karl Alber.
Zinoviev A. A. (2007). Zapad [The West], Moscow: Algoritm, Eksmo.
Copyright (c) 2024 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.