Меньшинства, эпистемология, гуманитарное знание: кто виноват и что делать
Аннотация
Данная статья представляет попытку панорамно осветить общие моменты генезиса принятой на Западе (и в особенности в академической сфере) философии/идеологии поддержки меньшинств с иллюстрацией того, каким образом эта картина мира отражается в обсуждении вопросов религии и теологии. В статье прослеживается предыстория возникновения вокизма в гуманитарном знании (либеральный протестантизм, эпистемологический кризис первой половины XX века, следующий за ним эпистемологический релятивизм и анархизм, сексуализация гуманитарной тематики после 1968 года). Концепция фальсификации Поппера предполагает вечный поиск истины при вечном ее ускользании, Фейерабенд защищает относительность рациональности и приемлемость отказа от нее, Фуко же рассматривает культурную реальность как дискурс без начала и конца, который, по существу, легитимно подвергать произвольным интерпретациям. Религиозные организации и сообщества Запада усваивали набирающую силу повестку защиты меньшинств, поскольку были озабочены сохранением и без того невысокого числа прихожан. Кроме того, эта повестка успешно сыграла роль вакцины против социалистических идей: борьба за равенство и возможности была перенесена из сферы материального в сферу символического; это минимизировало опасность социального протеста. Несомненно, вокизм представляет собой один из закономерных продуктов развития западной культуры на фоне высокого уровня ее материально-технического прогресса и эпистемологического кризиса неклассической науки. Для российских интеллектуалов особо важен тот факт, что описанная повестка непереносима в незападный контекст без существенного искажения, поскольку она инструментализирует травмы именно западной истории. Идейное противодействие вокизму должно предполагать хорошее знакомство с западной историей идей ХХ века: он может быть объяснен только исходя из нее, и вне ее он немыслим. Немаловажно и то, что вокизму должна противопоставляться альтернативная отечественная проактивная повестка.
Скачивания
Литература
Castelli E. A. (1994) “Romans”, Searching the Scriptures: A Feminist Introduction (ed. by E. Schüssler Fiorenza), vol. 2, Crossroad, pp. 272–300.
Clucas R. (2012) “Religion, Sexual Orientation and the Equality Act 2010: Gay Bishops in the Church of England Negotiating Rights against Discrimination”, Sociology, vol. 46, no. 5, Special Issue: The Sociology of Human Rights, pp. 936–950.
Dussel E. D. (1994) “Teología de liberación y marxismo”, Mysterium Liberationis. Conceptos fundamentales de la Teología de Liberación (ed. by I. Ellacuría a. J. Sobrino), vol. 1, Madrid: Trotta, pp. 115–144.
Fanon F. (2002) Les damnés de la terre, P.: La Découverte.
Feyerabend P. (1986) Selected Works on the Methodology of Science, Moscow: Progress.
Foucault M. (1996) The Will to Truth: Beyond Knowledge, Power, and Sexuality, Moscow: Kastal.
Jones T. (2011) “Stained Glass Closet: Celibasy and Homosexuality in the Church of England to 1955”, Journal of the History of Sexuality, vol. 20, no. 1, pp. 132–152.
Orwell J. (1962) Burmese Days, N. Y.: Time Inc.
Popova M. A. (1985) Freudism and Religion, Moscow: Nauka.
Réville J. (1903) Le protestantisme liberal: ses origines, sa nature, sa mission, P.: Fischbacher.
Rubin G. (1984) “Thinking Sex: Notes for a Radical Theory of the Politics of Sexuality”, Pleasure and Danger: Exploring Female Sexuality (ed. by C. S. Vance), Boston: Routledge a. Kegan Paul, pp. 267–319.
Schüssler Fiorenza E. (1993) “Transforming the Legacy of The Woman’s Bible”, Searching the Scriptures: A Feminist Introduction (ed. by E. Schüssler Fiorenza), vol. 1, Crossroad, pp. 1–24.
Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.