Меньшинства, эпистемология, гуманитарное знание: кто виноват и что делать

  • Всеволод Золотухин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва) https://orcid.org/0000-0002-4405-5543
  • Мария Камынина Российский государственный гуманитарный университет (Москва)
Ключевые слова: вокизм, меньшинства, перверсивная сексуальность, эпистемологический кризис, эпистемологический анархизм, либеральный протестантизм, современная западная религиозность, сексуальность

Аннотация

Данная статья представляет попытку панорамно осветить общие моменты генезиса принятой на Западе (и в особенности в академической сфере) философии/идеологии поддержки меньшинств с иллюстрацией того, каким образом эта картина мира отражается в обсуждении вопросов религии и теологии. В статье прослеживается предыстория возникновения вокизма в гуманитарном знании (либеральный протестантизм, эпистемологический кризис первой половины XX века, следующий за ним эпистемологический релятивизм и анархизм, сексуализация гуманитарной тематики после 1968 года). Концепция фальсификации Поппера предполагает вечный поиск истины при вечном ее ускользании, Фейерабенд защищает относительность рациональности и приемлемость отказа от нее, Фуко же рассматривает культурную реальность как дискурс без начала и конца, который, по существу, легитимно подвергать произвольным интерпретациям. Религиозные организации и сообщества Запада усваивали набирающую силу повестку защиты меньшинств, поскольку были озабочены сохранением и без того невысокого числа прихожан. Кроме того, эта повестка успешно сыграла роль вакцины против социалистических идей: борьба за равенство и возможности была перенесена из сферы материального в сферу символического; это минимизировало опасность социального протеста. Несомненно, вокизм представляет собой один из закономерных продуктов развития западной культуры на фоне высокого уровня ее материально-технического прогресса и эпистемологического кризиса неклассической науки. Для российских интеллектуалов особо важен тот факт, что описанная повестка непереносима в незападный контекст без существенного искажения, поскольку она инструментализирует травмы именно западной истории. Идейное противодействие вокизму должно предполагать хорошее знакомство с западной историей идей ХХ века: он может быть объяснен только исходя из нее, и вне ее он немыслим. Немаловажно и то, что вокизму должна противопоставляться альтернативная отечественная проактивная повестка.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Castelli E. A. (1994) “Romans”, Searching the Scriptures: A Feminist Introduction (ed. by E. Schüssler Fiorenza), vol. 2, Crossroad, pp. 272–300.

Clucas R. (2012) “Religion, Sexual Orientation and the Equality Act 2010: Gay Bishops in the Church of England Negotiating Rights against Discrimination”, Sociology, vol. 46, no. 5, Special Issue: The Sociology of Human Rights, pp. 936–950.

Dussel E. D. (1994) “Teología de liberación y marxismo”, Mysterium Liberationis. Conceptos fundamentales de la Teología de Liberación (ed. by I. Ellacuría a. J. Sobrino), vol. 1, Madrid: Trotta, pp. 115–144.

Fanon F. (2002) Les damnés de la terre, P.: La Découverte.

Feyerabend P. (1986) Selected Works on the Methodology of Science, Moscow: Progress.

Foucault M. (1996) The Will to Truth: Beyond Knowledge, Power, and Sexuality, Moscow: Kastal.

Jones T. (2011) “Stained Glass Closet: Celibasy and Homosexuality in the Church of England to 1955”, Journal of the History of Sexuality, vol. 20, no. 1, pp. 132–152.

Orwell J. (1962) Burmese Days, N. Y.: Time Inc.

Popova M. A. (1985) Freudism and Religion, Moscow: Nauka.

Réville J. (1903) Le protestantisme liberal: ses origines, sa nature, sa mission, P.: Fischbacher.

Rubin G. (1984) “Thinking Sex: Notes for a Radical Theory of the Politics of Sexuality”, Pleasure and Danger: Exploring Female Sexuality (ed. by C. S. Vance), Boston: Routledge a. Kegan Paul, pp. 267–319.

Schüssler Fiorenza E. (1993) “Transforming the Legacy of The Woman’s Bible”, Searching the Scriptures: A Feminist Introduction (ed. by E. Schüssler Fiorenza), vol. 1, Crossroad, pp. 1–24.

Опубликован
2025-10-04
Как цитировать
Золотухин, Всеволод, и Мария Камынина. 2025. «Меньшинства, эпистемология, гуманитарное знание: кто виноват и что делать». Patria 2 (4), 69-84. https://doi.org/10.17323/patria.2025.28509.
Раздел
Религия и традиционные ценности