К вопросу о периодизации истории ислама в Японии

Ключевые слова: ислам в Японии, татары в Японии, Абдурашид Ибрагимов, Мухаммед Курбангалиев, Гаяз Исхаки, состояние ислама в современной Японии

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме периодизации истории ислама в Японии; наша цель — представить обзор поэтапного становления ислама на территории Японии. В работе мы опираемся как на оригинальные японские источники изучаемых периодов, так и на результаты исследований японских исламоведов, что позволяет нам представить наиболее цельную картину исторических процессов. Мы выделяем четыре периода, начиная с которых можно говорить о начале истории ислама в Японии. Причиной того, что точек отсчета более одной, является тот факт, что история ислама в Японии имеет прерывистую преемственность. Начиная с древности и заканчивая нашими днями исламу на каждом новом этапе приходилось заново выстраивать свои отношения с Японией, что обусловлено историческими обстоятельствами: национальная изоляция, открытие Японии, Вторая мировая вой­на и финансовый пузырь 1980-х годов. Из-за этой прерывистости мы фактически можем говорить о том, что на каждом этапе история ислама начиналась заново. В ходе исследования мы выявили, что первые контакты Японии и Ближнего Востока произошли в VIII веке, примерно в это время мусульмане посещали страну с целью торговли; в дальнейшем же японцы встречались с ними в Китае, а в период изоляции в Нагасаки проживала временная группа малайцев-мусульман. Во второй половине XIX века появились первые японцы-мусульмане, а также начали проводиться исследования ислама. Вскоре правительство стало налаживать связи с мусульманами тюркского происхождения, и в 1920-е годы образовались общины из числа бежавших татар. После войны татары покинули Японию, и вторая волна мигрантов случилась во время финансового пузыря, что повлекло стремительный рост числа мусульман
и культовых сооружений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Adutov R. M. (2009) “In the Land of Samurai: The Tatar Diaspora and Muslim Schools in Japan”, Minbar. Islamic Studies, vol. 2, no. 2, pp. 46–53.

Ali Merthan Dündar (2018) Abdürreşit İbrahim ve zamani: Türkiye ve Japonya arasinda orta avrasya, Yayına Hazırlayan, Ankara: Türk Tarih Kurumu Yayınlar.

Arai Hakuseki (1715) Western Chronicles (transl. by Kunio Suwa Kunio, comment. by Tsunegugi Muraoka Noritsugu) (https://ksrd.jp/book/wordpress/wp-content/uploads/2023/04/67cc903429870b6284ff97cc390c8eea.pdf, accessed on 23.01.2025).

Ariga Bunpatiro (1935) “Islam in Japan”, Touhou shoin (https://dl.ndl.go.jp/pid/1026628, accessed on 26.02.2025).

Citizenship Law, 1907 (1907) (https://www.moj.go.jp/MINJI/kokusekiho.html, accessed on 23.01.2025).

Fahrutdinov R. R., Fahrutdinov I. R. (2010) “The Formation of National Identity among Tatars in the Late 19th and Early 20th Centuries”, Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, pp. 162–165.

Faryahutdinov A. I. (2023) “The Problem of Synthesis of Islamic and Japanese Culture in Japan”, Religion and Science: The Transformation of Religiosity in a Modernizing Society (Sacred Texts and Their Interpretation) (the Collection of materials of the Intern. Sci. a. Practical Conf.), pp. 85–94.

Fukuda Yoshiaki (2008) “Background to the Construction of a Mosque in Kobe: The Formation of the Muslim Community in the Pre-War and Mid-War Shōwa Period”, Nihon isuramu kankei no detabesu kouchiku senzen ki kaikyou kenkyuu kara nakahigashi isuramu chiiki kenkyuu heno tenkai, pp. 21–62.

Fukuda Yoshiaki (2019) “Representations of Muslims in Japan in Japanese Literature of the Shōwa Period (4) Karuizawa Section”, Ajia bunka kenkyuu sho kenkyuu nenpou, kan 53, pp. 1–18.

Hasunuma Keisuke (2024) “Nanotsu Sea Breeze”, Koube hou gaku sai shi, vol. 74, no. 1, pp. 1–42.

Higuchi Misaku (2001) Fifty Years of Islam in Japan (https://web.archive.org/web/20180930154630/http://www.aii-t.org/symp/files/20010508/higuchi.pdf, accessed on 23.01.2025).

Ikemoto Hannosuke (1903) “The Belligerence of Mohammed”, Haryuuyama boufusa (https://dl.ndl.go.jp/pid/815043, accessed on 26.02.2025).

Isxaki G. (2020a) Gayaz Ishaki’s Trip to the Far East (https://isxaki.com/2020/08/25/гаяз-исхакыйның-ерак-көнчыгышка-сәфә/, accessed on 23.01.2025).

Isxaki G. (2020b) Japan’s First Mosque (https://isxaki.com/2020/08/25/япониядә-беренче-мәсҗед/, accessed on 23.01.2025).

Isxaki G. (2020c) First Congress of Turkic Tatars in Japan (https://isxaki.com/2020/08/25/япониядә-төрек-татарларның-беренче/, accessed on 23.01.2025).

Isxaki G. (2020d) To the Minister for Foreign Affairs of Japan (https://isxaki.com/2020/08/26/47-япониянең-тышкы-эшләр-министрына/, accessed on 23.01.2025).

Komura Akiko (2015) “Japanese Religiosity (Spirituality) in the Context of the History of Islam in Japan”, Kotoba, bunka, komyunike:syon daikan 7 gou., pp. 199–231.

Komura Akiko (2021) “The Six Pillars of Iman and the Four Pillars of Islam: How Did the Japanese Understand Islam?”, Kotoba, bunka, komyunikeu:syon daj 13 go:, pp. 83–101.

Kulieva L. Sh. (2024) “‘The Religion of the Desert’: Islam in Japan from the Nineteenth Century to the Present Day”, Ezhegodnik Yaponiya, vol. 53, pp. 243–264.

Matsumoto Takeshi (1908) The Acts of Mohammed (Studies of Great Men, vol. 39), Tokyo: NaigaiUchisoto shuppan kyouka (https://dl.ndl.go.jp/pid/815040, accessed on 26.02.2025).

Misawa N., Göknur A. (2007) “The First Japanese Muslim: Shotaro Noda (1868–1904)”, Japan Association for Middle East Studies (JAMES), vol. 23, pp. 85–109.

Misawa Nobuo (2023) “Activities of Tatar Muslim Communities in Japan in Relation to Japan”, 2023 nendo ajia rekishi kenkyuuhoukokusho, pp. 195–215.

Morimsima Chyuryo (1787) A Conversation about Red Hair (https://archive.wul.waseda.ac.jp/kosho/wo07/wo07_02809/wo07_02809.pdf, accessed on 23.01.2025).

Morris J. H. (2018) “Some Reflections on the First Muslim Visitor to Japan”, American Journal of Islamic Social Sciences, pp. 116–130.

Nakano S. et al. (2015) “Social Life Difficulties of Muslim Students in Japan”, Okayama daigaku daigakuin shakai bunka kagaku kenkyuuka kiyou, dai 39 gou, pp. 137–151.

Nihon seki — Annals of Japan. Vol. 2: Scrolls XVII–XXX (1997), Saint Petersburg: Giperion.

Nojiri Wataru (2016) “Halal Food Production and Supply in Japan. An Attempt to Apply Actor-Network Theory”, Jinbunchiri, dai, 68 kan, dai 4 gou, pp. 421–441.

Numato Sayako (2020) Senses of Belonging in Second Generation Tatar Migrants Born in the Far East: Is ‘‘Turkic Muslim Turkey’’ Their Only ‘‘Home’’? (PhD thesis), Tokyo: Univ. Waseda.

Obuse K. (2010) “The Muslim Doctrine of Prophethood in the Context of Buddhist‐Muslim Relations in Japan: Is the Buddha a Prophet?”, The Muslim World, vol. 100, pp. 215–232.

Obuse Kiyoko (2017) “Mutual Recognition between Buddhists and Muslims: Focusing on the Perspectives of Japanese Buddhism”, Ryuukokudaigaku ajia bukkyou bunka kenkyuu senta waking pepa, no. 16–10, pp. 139–153.

Okubo Kodzi (1924) “On Russian Muslim Refugees Arriving in Japan (I)”, Kokusai chishiki, pp. 139–153.

Penn M. (2017) Islam in Japan (https://web.archive.org/web/20070202212653/, accessed on 10.03.2025).

Report on Religious Affairs № 119 (2014) (https://www.bunka.go.jp/tokei_hakusho_shuppan/shuppanbutsu/shumujiho/pdf/119jiho.pdf, accessed on 23.01.2025).

Sasaki Tatsuo, Sasaki Hanae (2011) “Origin, Distribution Route, Use, Contents and Value of Blue-Green Glazed Ceramic Vessels Found during Excavations in Nara)”, Kanazawa daigaku kyoukogaku kiyou 32, pp. 13–17.

Sergiy (Stragorodskiy), archimandrite (2013) In the Far East (Letters of a Japanese missionary), Moscow: Izdatelstvo Sretenskogo monastyrya.

Shinpo Atsuko (1998) “Japanese and Chinese Muslims during the Sino-Japanese War”, Ajia kyouiku shikenkyuu, no. 7, pp. 15–26.

Shoku Nihongi 2 (New Japanese Classical Literature 13) (1990), Tokyo: Iwanami shoten.

Sugita Hideaki (1995) Japanese Discovery of the Middle East: Comparative Cultural History in Reverse Perspective, Tokyo: Toukyou daigaku shuppan kai.

Tanada Hirofumi (2024) Muslim population in Japan 2024, Tokyo: Inst. for Multi-ethnic a. Multi-generational Societies.

Tanaka Ippei (1921) “Shandong Histories, vol. 1”, Reki ka shou:in (https://dl.ndl.go.jp/pid/965329, accessed on 26.02.2025).

Tanaka Ippei (1924) “Islam and Greater Asia”, Ippei Tanaka Ippei (https://dl.ndl.go.jp/pid/918226, accessed on 30.01.2025).

Tanaka Ippei (1935) “Islam and the Problems of Islam (Lecture on Japanese Religion)”, Higashikata shoin (https://dl.ndl.go.jp/pid/1097579, accessed on 26.02.2025).

Usmanova L. (2010) “‘He Acted As an Educator Pursuing the Goals of Awakening the Muslims of Asia’ (R. Ibragimov in Japan)”, Gasyrlar avazy — Ekho vekov, pp. 177–189.

Usmanova L. R. (2023) “Japanese Nationalists and Russian Muslims in a Joint Pan-Asian Project: The Role of Abdurashid Ibragimov”, Ezhegodnik Yaponiya, vol. 52, pp. 98–112.

Wan L. (2017) The Earliest Muslim Communities in China (King Faisal Center for Research and Islamic Studies).

Wang Ke (2016) “The Illusion of the ‘Muslim Community’: Japan’s Invasion of China and the Fiction of Islamic space”, Guó shǐ yán jiù tōng xùn juàn,dì 10 qī, pp. 52–63.

Yamaoka Mitsutaro (1912) Travelling through the Mysterious Lands of Arabia, Tokyo: Touodou shoubou, Yamaoka koutarou cho (https://dl.ndl.go.jp/pid/2385840, accessed on 30.01.2025).

Yamaoka Mitsutaro (1928a) “Two Great Movements in Asia: Muslim and Jewish”, Watanabe jimushou: (https://dl.ndl.go.jp/pid/1174022, accessed on 30.01.2025).

Yamaoka Mitsutaro (1928b) “From Holy City to Holy City”, Ueda insatsusho (https://dl.ndl.go.jp/pid/1174796, accessed on 30.01.2025).

Yano Kenichi (2012) “Japanese Envoys under the Tang Dynasty and ‘Tang People’ Who Came to Japan: With Emphasis on Kofu Tocho”, Senshuudaigaku higashiajia sekaishi kenkyuu senta nenpou dai 6 gou, pp. 129–141.

Yoshida Tatsuya (2013) “Aspects of the Tatar Population in Nagoya in the Pre-War Period: Population Trends and Employment Status”, Nagoya Gakuin daigaku ronshuu gengo bunka hen, dai 24 maki, kan dai 2 gou, pp. 281–291.

Yunusova A. B. (2001) ‘‘‘The Great Imam of the Far East’ Muhammedgabdulkhai Kurbangaliev”, Vestnik Evrazii, pp. 83–116.

Zahar’yan A. B. (2012) “Islam in China. Religion and Government”, Vestnik Moskovsko­go universiteta. Seriya 13. Vostokovedenie, no. 4, pp. 38–46.

Опубликован
2025-10-04
Как цитировать
Фаряхутдинов, Айдар. 2025. «К вопросу о периодизации истории ислама в Японии». Patria 2 (4), 85-107. https://doi.org/10.17323/patria.2025.28513.
Раздел
Религия и традиционные ценности