Ценность Великой Победы: эмоциональная оптика
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли эмоций в формировании исторической памяти и аксиологических ориентиров, связанных с Победой в Великой Отечественной войне, в условиях эпохи постправды. Авторы анализируют, как эмоциональные нарративы становятся инструментом конструирования коллективной идентичности и противостоят ревизии исторических фактов. В контексте кризиса глобальных проектов будущего прошлое, а особенно исторические события 1941–1945 годов, превращаются в ключевой элемент самоопределения, объединяющий российское общество через сакрализацию подвига и жертвенности. Основное внимание уделяется конфликту между официальными и альтернативными интерпретациями истории, проявляющемуся в «мемориальных войнах». Примеры включают споры о роли СССР в разгроме нацизма, попытки уравнивания СССР и Третьего рейха, а также резолюции европейских парламентских институтов, пересматривающих причины Второй мировой войны. Авторы подчеркивают, что эти конфликты отражают не столкновение фактов, а борьбу ценностей, укорененных в эмоциях — гордости, скорби. В статье через призму эмоциональной аксиологии и эпистемологии раскрывается роль ритуалов (парады, Бессмертный полк), медиа и искусства в поддержании аффективной связи с прошлым. Эти практики, усиливаемые цифровыми технологиями, формируют «эмоциональную достоверность», где переживание преобладает над рациональной оценкой. Философская база работы опирается на идеи М. Шелера, П. Нора и Ж. Делёза, демонстрируя, как эмоции конструируют ценностные реальности и становятся медиаторами между прошлым и настоящим. В условиях постправды Победа интерпретируется как «живая память», противостоящая эрозии исторической истины. Авторы утверждают, что эмоциональная оптика позволяет преодолеть бинарность рационального и чувственного, раскрывая динамику памяти как гибридного процесса, где взаимодействуют официальные нарративы, личные истории и коллективные мифы. Таким образом, Великая Победа остается не только историческим событием, но и этическим ориентиром, объединяющим общество в эпоху информационной нестабильности.
Скачивания
Литература
Ahmed S. (2014) The Cultural Politics of Emotion, 2nd ed., Edinburgh: Edinburgh University Press.
Aronson O. V. (2015) “Affect in the Coordinates of Non-Philosophy”, Filosofskii Zhurnal, vol. 8, no. 1, pp. 33–46.
Bareither C. (2021) “Capture the Feeling: Memory Practices in Between the Emotional Affordances of Heritage Sites and Digital Media”, Memory Studies, vol. 14, no. 3, pp. 578–591.
Boler M., Davis E. (2018) “The Affective Politics of the ‘Post-Truth’ Era: Feeling Rules and Networked Subjectivity”, Emotion, Space and Society, vol. 27, pp. 75–85.
Deleuze G. (2003) Deux régimes de fous et autres textes. 1975–1995, P.: Editions de Minuit.
Deleuze G., Guattari F. (2010) A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia, Yekaterinburg: U-Factoria; Moscow: Astrel.
Deonna J., Teroni F. (2025) “Why Are Emotions Epistemically Indispensable?”, Inquiry: An Interdisciplinary Journal of Philosophy, vol. 68, no. 1, pp. 91–113.
Derrida J. (2006) Specters of Marx: The State of the Debt, the Work of Mourning and the New International, Moscow: Logos-altera: Ecce homo.
Engelsen S. (2011) “Emotional Awareness in Scheler’s Axiology and the Queerness Argument”, Appraisal, vol. 8, no. 3, pp. 1–9.
Foucault M. (2004) The Archaeology of Knowledge, Saint Petersburg: Gumanitarnaya Akademiya: Universitetskaya kniga.
Halbwachs M. (2005) “Collective and Historical Memory”, Neprikosnovennyi Zapas, no. 2–3 (https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html, accessed on 27.03.2025).
Halbwachs M. (2007) The Social Frameworks of Memory, Moscow: Novoe izdatelstvo.
Kensinger E. A. (2009) “Remembering the Details: Effects of Emotion”, Emotion Review, vol. 1, no. 2, pp. 99–113.
Latour B. (2025) Politics of Nature: How to Bring the Sciences into Democracy, Moscow: Ad Marginem.
Mitchell J. (2017) “The Epistemology of Emotional Experience”, Dialectica, vol. 71, no. 1, pp. 57–84.
Muis K. R., Chevrier M., Denton C. A., Losenno K. M. (2021) “Epistemic Emotions and Epistemic Cognition Predict Critical Thinking about Socio-Scientific Issues”, Frontiers in Education, vol. 6, art. 669908.
Nora P. (1999) “The Problematic of Places of Memory”, in France-Memory, Saint Petersburg: Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo universiteta.
Nussbaum M. C. (2001) Upheavals of Thought: The Intelligence of Emotions, Cambridge: Cambridge University Press.
Scheler M. (1994) “Formalism in Ethics and Non-Formal Ethics of Values”, Scheler M. Selected Works, Moscow: Gnosis.
Schmidt K., Patnaik P., Kensinger E. A. (2011) “Emotion’s Influence on Memory for Spatial and Temporal Context”, Cognition & Emotion, vol. 25, no. 2, pp. 229–243.
Velázquez J. (2023) “Feeling in Values: Axiological and Emotional Intentionality as Living Structure of Ethical Life, Regarding Max Scheler’s Phenomenology”, Human Studies, vol. 46, pp. 43–57.
Vilhunen E. et al. (2022) “Clarifying the Relation Between Epistemic Emotions and Learning by Using Experience Sampling Method and Pre-Posttest Design”, Frontiers in Education, vol. 7, art. 826852.
Yakovleva I., Kosenko T. (2021) “Facets of Emotional Life of People: Axiological Content of the Concept”, Paideia: philosophical e-journal of Charles University, vol. 18, no. 1, pp. 1–7.
Yang Y. et al. (2023) “Do Emotions Conquer Facts? A CCME Model for the Impact of Emotional Information on Implicit Attitudes in the Post-Truth Era”, Humanities and Social Sciences Communications, vol. 10, art. 415.
Youpa A. (2019) The Ethics of Joy: Spinoza on the Empowered Life, N. Y.: Oxford University Press.