Цифровая автономия: кто определяет ценности в обществе платформ?

Ключевые слова: платформы, медиа, цифровое право, персональные данные, ценности, platform studies

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема влияния цифровой среды, и в частности платформ, на формирование публичных ценностей. С опорой на ключевые работы из области исследований платформ (platform studies) платформы рассматриваются не как нейтральные технологические посредники, но как активные участники социальных процессов, задающие ценности и имеющие потенциал влиять на общее благо (common good). Основное внимание уделяется определению платформ и ключевых последствий платформизации: датафикации, коммодификации и селекции. Рассматриваются механизмы, с помощью которых концентрируется и распространяется власть таких крупных технокорпораций, как Google, Microsoft и прочие. Особый акцент делается на дискуссии о цифровом суверенитете и необходимости государственного регулирования. Автор приходит к выводу, что для построения цифровой среды, основанной на ценностях прозрачности и ответственности, необходимо устанавливать диалог между гражданским обществом, технологической индустрией, независимыми экспертами и государственными институтами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

AU Data Policy Framework (2022) (https://au.int/sites/default/files/documents/42078-doc-AU-DATA-POLICY-FRAMEWORK-ENG1.pdf, accessed on 04.02.2025).

Brazilian General Data Protection Law (2022) (https://iapp.org/resources/article/brazilian-data-protection-law-lgpd-english-translation/, accessed on 04.02.2025).

Dijck J., van, Poell T., Waal M., de. (2018) The Platform Society: Public Values in a Connective World, N. Y.: Oxford Univ. Press.

Farrell H., Fourcade M. (2023) “The Moral Economy of High-Tech Modernism”, Daedalus, vol. 152, no. 1, pp. 225–235.

General Data Protection Regulation (2016) (https://gdpr-info.eu, accessed on 04.02.2025).

Helmond A. (2015) “The Platformization of the Web: Making Web Data Platform Ready”, Social Media + Society, vol. 1, no. 2.

Howcroft D., Leaver A. (2025) “Unstable Platforms: Uber’s Business Model and the Challenge of Organisational Legitimacy”, Accounting Forum, vol. 49, iss. 2, pp. 369–394.

Jin D. Y. (2015) Digital Platforms, Imperialism and Political Culture, L.; N. Y.: Routledge.

Kerssens N., Pangrazio L., Nichols T. P. (2024) ‘‘Googlization(s) of Education: Intermediary Work Brokering Platform Dependence in Three National School Systems”, Learning, Media and Technology, vol. 49, no. 3, pp. 478–491.

O’Reilly T. (2005) What Is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software (https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html, accessed on 04.02.2025).

Poell T. et al. (2025) “Global Perspectives on Platforms and Cultural Production”, International Journal of Cultural Studies, vol. 28, no. 1, pp. 3–20.

Shevchuk A. (2022) “Labor and Power in the Russian Model of Platform Capitalism”, Sociologiya Vlasti, vol. 34, no. 3–4, pp. 128–155.

Srnicek N. (2019) Platform Capitalism, Moscow: HSE Univ. Press.

The Digital Services Act (2024) (https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/digital-services-act_en, accessed on 04.02.2025).

Опубликован
2025-07-10
Как цитировать
Потапова, Вера. 2025. «Цифровая автономия: кто определяет ценности в обществе платформ?». Patria 2 (3), 28-35. https://doi.org/10.17323/patria.2025.27618.
Раздел
Традиционные ценности и современные медиа